Изображения Христа в церкви св. Павла

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».

(1-е послание к Коринфянам 3,11)

Согласно этому изречению апостола Павла Иисус Христос есть основание веры. Когда проповедуют Его слово, Он пребывает с нами. В Крещении происходит единение человека с Христом. Во время Прича­щения хлеб и вино, принимаемые верующими, пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Во время молитвы верующие обращаются к Богу во имя Иисуса Христа и от Его имени. Его выс­ший принцип — любовь — является для них пу­теводной нитью на всю жизнь. Поэтому не удивительно, что каждый, кто попадает в лю­теранскую кирху, во многих местах Божьего храма сталкивается с изображениями Иисуса Христа. Они приглашают к молитве и размыш­лению. И каждое из них рассказывает человеку, рассматривающему эго изображение, свою историю. То же самое происходит и в восста­новленной церкви св. Павла в Одессе.

Крещенный и воскресший Христос

Каждый, кто заходит в Божий храм через стеклянную дверь, поневоле попадает в сферу влияния крещенного и воскресшего Христа. Взгляд на него доводит до нашего сознания слова апостола Павла: «Веруем в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего, Который предан за грехи наши и вос­крес для оправдания нашего».

Распятие, выполненное в стиле барокко и установленное в Божьем храме у задней стены алтаря, было изготовлено в XVIII столетии и первоначально находилось в римско-католи­ческой приходской церкви в Венценбахе близ Регенсбурга (Бавария). После того, как церковь перестроили и расширили, для этого Распятия не нашлось применения и поэтому прихожане решили передать его лютеранской церкви св. Павла в Одессе на постоянное пользование.

Когда эту большую деревянную фигуру ста­ли реставрировать в Регенсбурге, в епархиаль­ном музее по соседству обнаружили две боль­шие деревянные фигуры апостолов Петра и Павла. Поскольку и они были изготовлены в Баварии в XVIII столетии, они по величине и цветовому оформлению отлично гармониро­вали с Распятием из Венценбаха. Фигуры стали бесхозными после того, как церковь, в которой они простояли долгие годы, закрыли. Поэтому директор музея и представитель римско-католического епископа Регенсбургского решили передать в Одессу и эти две фигуры. А там уже художник Тобиас Каммерер при художествен­ном оформлении церковного помещения включил их в свою композицию. Таким обра­зом, три фигуры из католической церкви при­обрели новую духовную родину в лютеранской церкви СВ. Павла. Здесь, в Одессе, они являются живым примером экуменической связи между обеими западными христианскими Церквями.

Спас в строительном мусоре

Как реликвию в общине почитают маленькую железную фигуру Христа, которая в качестве экспоната выставлена в церкви в витрине. Она также может рассказать о себе удивительную историю.

Это произошло в один прекрасный летний день в 2006 году. Григорий Андреевич не поверил своим глазам: что за темная железка лежала там посреди строительного мусора? в течение прошлых недель другие строители снесли раз­валивавшуюся апсиду кирхи, а его бригаде нужно было вывезти весь строительный мусор. На месте апсиды намечено было построить офисное здание. Григорий знал только, что нем­цы хотят восстановить свою церковь — вот и всё. Он был рад, что нашел в Одессе работу на этой стройке.

Маленькая грязная железка отдавала холо­дом в его руке. Контуры напоминали ему его родной дом, мать, сельскую церковь в Западной Украине. Раскинутые руки, наклоненная голова — неужели это Спас? Здесь, в мусоре? Значит, немцы тоже христиане и когда-то почитали здесь Спаса, которому молилась его мать?

Григорий пошел со своей находкой в канце­лярию церкви и попросился к Юрию Петро­вичу Шефферу. Этот российский немец все время говорил, что это его кирха, церковь его родителей и предков. Юрий Петрович здорово удивился. И действительно — это была чугунная отливка с тех времен, когда 110 лет назад была построена эта церковь св. Павла. Всего лишь деталь — но от чего? Первая и до сих пор един­ственная реликвия из старой церкви, пережившая вандализм революционеров-коммунистов и святотатство поджигателей в 1976 году. Потому что железная!

Юрий Петрович решил показать общине эту находку из строительного мусора в воскре­сенье, после богослужения. Удивлению не было предела! «Ах, всего лишь дешевая штамповка», — сказал кто-то. «Может быть, кусок украшения старого алтаря?» «Маленький Христос, такой грязный, но целехонький», — прошептала одна девочка. «Реликвия», — подсказала пожилая женщина, — «нам нужно ее сохранить». «Это Спас, который уберег кирху, чтобы мы могли ее опять восстановить», — решила другая пожила женщина. И застенчиво поцеловала железку.

Крест императрицы

Если спокойно ходить по восстановленной и отреставрированной церкви св. Павла, то справа в нише в стене можно увидеть алебастровое Распятие на черной металлической стойке высотой около 60 см. Несмотря на небольшие повреждения, в этом Кресте с Телом Христа можно распознать работу, типичную для немецкого Протестантизма второй половины ХІХ столетия. Это Распятие тоже может поведать длинную историю.

Распятие было подарено общине потомками Самуэля Экка по случаю освящения Церков­ного центра в 2002 году. Подарок сочетался с просьбой установить его после восстановления кирхи именно в ней. Самуэль Адальберт Экк (1856-1919) был родом из Санкт-Петербурга и с 1885 года по 1887 год служил в Одессе пастором и преподавателем Закона Божия. Позднее он жил и работал пастором в земле Гессен и под конец был профессором систематического бо­гословия в университете г. Гисен. Многие годы он был духовным отцом немецкой императри­цы Виктории Прусской (1840-1901), являв­шейся дочерью английской королевы Виктории и жившей, прежде всего, в гессенском городе Бад Гомбург. Она вошла в историю как вдова императора Фридриха III. В знак благодарности за его служение императрица перед смертью подарила своему духовнику и домашнему свя­щеннику Самуэлю Экку это Распятие из своей домашней часовни.

Это Распятие вплоть до конца Второй миро­вой войны использовалось на богослужениях, на которые приглашал богословский факультет Гисенского университета. В 1946 году факультет закрыли, но сыну Вольдемару Экку удалось договориться, чтобы Распятие вернули его семье. Когда Ганс-Юрген Моллат, один из по­томков Самуэля Экка, живущий сегодня в Брауншвейге, в 2000 году узнал в Германии, что в Одессе снова возрождается лютеранская об­щина, а церковь, в которой его предок служил священником, восстанавливают, он решил подарить это Распятие одесской общине.

Красивое Распятие напоминает в церкви св. Павла не только о пасторе из Одессы, впослед­ствии «сделавшем карьеру» в Германии, но и о предпоследней немецкой императрице и о тес­ной связи, которая в те времена существовала между немецкой и русской монархиями.

Икона Богоматери

Иконы Богоматери — это иконы Христа, ибо они, как правило, изображают Марию с Мла­денцем Христом. Такая икона Богоматери на­шла свое место и в церкви св. Павла. Она была написана в западноукраинском стиле, скорее всего в XIX столетии. У подсвечника справа от входа эта икона приглашает на молитву и раз­мышление.

Если бы эта Богоматерь могла говорить, мо­жет, она сказала бы следующее:

«Со мной произошло то же, что и с вами. Ваша участь — это и моя участь. Давным-давно я занимала почетное место в сельском храме в Западной Украине. Святые на фресках и люди, праздновавшие с нами богослужение, мы все вместе были одной большой семьей. Мы были не богаты, но счастливы. Однажды в наш дом ворвались гневные мужчины в темных одеждах и разорили все. Все, что им показалось ценным, они забрали с собой. Для них не было ничего святого. Они сорвали кресты с куполов, застре­лили священника и подожгли мой дом. Револю­ция охватила всю страну и сильно изменила жизнь.

В последнюю минуту одна женщина осмелилась подбежать ко мне, вырвала меня из иконостаса, свернула меня рулоном и спрятала под своим платьем. Когда пламя уже пере­бросилось вовнутрь церкви, она выбежала и побежала домой. Там меня — ничем не прикры­тую и зашнурованную — оставили в самом темном углу на чердаке. Никто не должен был знать о моем существовании. Если бы меня кто-нибудь выдал, меня бы забрали, осквернили, разорвали на куски и сожгли. И мою спасительницу тоже. И мою разорвали тоже. Это было ужасное время — для людей и икон, для хуторов и храмов.

Когда семья переехала в Одессу, меня не забыли взять с собой. Однажды дочь моей спасительницы постигла больше беда: она стала жертвой поджога и получила сильнейшие ожоги. Благодаря многим операциям, проведенным частично и в Германии, ее удалось спасти. Однажды в воскресенье на богослужении В Церковном центре лютеранской общины в Одессе она осознала, насколько она благодарна Богу. Тогда она вспомнила обо мне и принесла меня такой, какой я была, пастору. Она попросила его принять меня как дар, в знак благодарности, и снова отвести мне почетное место в церкви, после того как ее опять вос­становят. Чтобы люди, приходящие ко мне со своими бедами и заботами, нашли утешение в участи моей и помощь в Нем, Которому я милостию Божией подарила жизнь — Иисусе, Сыне моем, вашем Спасителе».

Изображение Христа со святой горы Афон

Напрестольный крест, который во время богослужений будет стоять на алтаре церкви св. Павла, был изготовлен в 2009 году по эскизу Тобиаса Каммерера в стеклостудии «Derix“ не­далеко от Франкфурта-на-Майне. Он сделан из цветного стекла и в центре содержит малень­кую икону. На передней стороне можно рас­познать лик Иисуса Христа, окруженный орео­лом, т. е. по традиции православной иконо­графии — «Мандилион» или «Миндалевидная мандорла». На обратной стороне напечатана молитва на церковно-славянском языке. Одна­ко вся тайна этого изображения Христа еще не раскрыта.

Александр Андросов, прихожанин лютеран­ской общины в Одессе, обнаружил эту икону в январе 2006 года в тачке со строительным мусо­ром, который нужно было вывезти. Во время ремонта колокольни кирхи рабочие примерно с глубины полутора метров извлекли вместе с землей изображение Христа, не заметив его. Оно было на картонке, т. е. не имело матери­альной ценности, и, кроме того, было в сильно загрязненном и поврежденном состоянии. Очевидно, это была фотография красивой старой иконы Христа. Но кто закопал это туго перевязанное изображение Христа в земле под главной башней церкви со. Павла? И когда это произошло? Во время строительных работ до революции? Во время ремонтных работ в зда­нии после Второй мировой войны? И самое главное, с какой целью эта икона была здесь закопана?

Много вопросов, но все остаются откры­тыми. Прихожанин Юрий Петрович Шеффер знает точно, если сегодня стоит перед напрестольным Крестом церкви св. Павла — обнаружение иконы похоже на чудо! Это сам Иисус сохранил сей храм Божий и дал ему пережить все перипетии прошлых десятилетий.

На обратной стороне изображения Христа находятся молитва и печать, которая подтверж­дает благословение и освящение этого изображения в Русско-Ильинском Ските на святой горе Афон в Греции. К сожалению, не указана дата освящения. Прекрасная молитва на цер­ковно-славянском языке (с английским пере волом!) — тропарь из русско-православной Ли­тургии, восхваляющий Христа — Спасителя нашего.

Клаус-Юрген Рёпке

Мюнхен