Повторное основание лютеранской общины в Одессе и годы ее становления

В 1988 году в Советском Союзе празд­новалось 1000-летне Крещения Руси. Начавшаяся при Михаиле Горбачеве «перестройка» позволила открыто отметить этот юбилей. Этим началась новая эпоха в истории христианства страны. В 1991 году советское госу­дарство, казавшееся столь прочным, распалось. На его территории образовались новые, неза­висимые государства с собственной валютой и собственным законодательством (касающимся и вероисповедания). Были проведены новые гра­ницы, а границы с Западом стали более откры­тыми. Многие из сосланных когда-то Сталиным в Казахстан и Среднюю Азию немцев снялись с места и переехали в европейскую часть России, в район прежней Восточной Пруссии и в Украину, а некоторые даже в Германию. В 1990 году в Одесском крае опять насчитывалось около 4000 граждан немецкой национальности. Именно в этот период состоялось и возрождение евангелической веры в городе.

Лиха беда начало

Зарождение лютеранской общины Одессы тесно связано с созданием национально-культурного общества «Wiedergeburt» (Возрождение). Начиная с 1989 года, во многих городу Украины потомки немцев стали объединяться в общества, в которых можно было сохранить немецкие культурные традиции. Для этого «Wiedergeburt» снимало в Одессе помещения — сначала подвал во Дворце студентов, позднее классные комнаты в школах № 90 и № 99, а так­же частную квартиру. Особенно в рождествен­ское время люди стали задаваться вопросом: «Разве это всё? Ведь наши родители пели с нами песни, они молились и читали Библию, а по воскресеньям ходили в церковь». И так из тоски по вере своих матерей и отцов, бабушек и дедушек возникло новое небольшое сообще­ство людей, которые хотели считать себя люте­ранскими христианами.

16 октября 1990 года в Одессе была офици­ально зарегистрирована новая Немецкая еван­гелическо-лютеранская община, которая стала первой общиной, вновь основанной в Украине после уничтожения старой Лютеранской Церкви в советский период. К числу 21 члена- учредителя принадлежали Тамара Кудрина, квартира которой по ул. Довженко была заре­гистрирована как адрес общины, а также Райнгольд Эберхардт и Юрий Петрович Шеффер, которые вскоре взяли на себя ведущие функции при становлении новой общины. На первые богослужения в квартиру Тамары Кудриной приходило 10-15 человек.

Повторное основание общины проходило при сложных обстоятельствах, поскольку недо­ставало самого необходимого: не было ни проповедника, ни пастора, не было и религиозной литературы, и помещений для собраний. Осо­бенно нехватка Библий и сборников духовных песен, а также отсутствие лютеранского пастора могло отрицательно сказаться на дальнейшем развитии общины. Что касается помещений, то в Одессе как раз имелись объекты недвижимости, ранее принадлежавшие общине св. Павла, которые можно было бы потребовать обратно у государства. Уже в октябре 1990 года все это стало предметом обсуждений на общем собрании общины и общества «Wiedergeburt». Было решено отправить Юрия П. Шеффера за советом и помощью в Ригу, где — по сведениям — находилась резиденция старого лютеранского епископа Харальда Кальнинса.

Епископ Кальнинс принял одессита 17 ноября 1990 года в своей канцелярии. На следующий день Юрий Шеффер получил возможность изло­жить сложившуюся ситуацию перед Консисто­рией Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви в СССР. Он рассказал об основании первых общин в Одессе, Киеве, Львове и Дне­пропетровске, срочной потребности в пасторах и духовной литературе, возможных предпосылках для возвращения бывших церковных зданий общине и желании прихожан в восстановлении нормальной, упорядоченной лютеранской ковкой жизни. Это произвело на Консисторию сильное впечатление, и епископ благословил старания одесской общины.

Уже вскоре после этого из Риги прислали первые Библии на русском и немецком языках. А накануне Рождества по поручению епископа общину посетили два студента Рижской богословской семинарии. Константин Манбергер и Олег Клейн совершили в зале Дворца студентов первое «настоящее» богослужение. А первое рождественское богослужение для всех немцев Одессы провел в школе № 90 Виктор Грефенштейн. Этот молодой сын проповедника с целой группой лютеран переселился в Одессу из Талды-Кургана. Во время службы в армии он пришел к вере, а его духовной родиной стало лютеранское братское движение. Когда в сле­дующем году община снова обратилась к епис­копу с просьбой о назначении пастора для одесской общины, епископ решил доверить собирание и создание молодой одесской общины Виктору Грефенштейну. И это было крайне необходимо, ибо приехавшим из Швейцарии миссионерам уже удалось переманить несколько прихожан в новоапостольскую Церковь.

В летнее время, с марта по октябрь 1990 года, лютеранские богослужения проходили в развалине старой церкви св. Павла под открытым небом. В то же время прихожане начали работы по сохранению церковной развалины, чтобы предотвратить дальнейшее ее разрушение. Проводился сбор пожертвова­ний, были установлены временные металличес­кие двери. В летние месяцы многие прихожане принимали участие в работах по очистке терри­тории от завалов.

Богослужение на руинах кирхи с участием Виктора Грефенштейна

Украинские общины стали пионерами в начавшемся в 1992 году процессе создания автономных епархий внутри Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви на территории бывших советских республик. В конце января в Киеве состоялась учредительная конференция Синода новой «Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины» (НЕЛЦУ). Учредителями были четыре общины из Одессы, Киева, Львова и Днепропетровска. Синод избрал Виктора Грефенштейна духовным руководителем единой Церкви, определил Одессу как резиденцию суперинтендента (т. е. епископа) и канцелярии Церкви и избрал Юрия Шеффера первым президентом Синода. Тем самым был заложен определенный фундамент дальнейшего организационного развития последующие годы.

Перипетии и новые инициативы по сбору общины

Наряду с общими сложностями жизнь общи­ны определялась в эти первые годы еще и ож­есточенной борьбой внутри самой общины. Среди членов общества «Wiedergeburt» были немцы, для которых в первую очередь была важна немецкая культура, дающая им чувство родины. А прихожанам церковной общины были важны в первую очередь сообщество веры и богослужения. Отношения стали натянутыми, пока все не поняли, что оба представления имеют право на существование, хотя и отличаются друг от друга.

Виктор Грефенштейн (с крестом), Вальтер Клингер (сидит справа) в 1995 году с выпускниками первого семинара для проповедников

Разногласия эти, конечно, имели более глу­бокие корни. Прихожане из общества «Wiedergeburt» встали на путь собственного поиска веры своих предков. Им изначально были чужды катехизис, Библия и сборник духовных песнопений, а их путь к вере был похож на утомительный процесс духовного развития. Совсем иначе дело обстояло у переселившихся из Казахстана членов братской общины, глубоко укорененных в вере, отлично знавших Библию и тексты своих старинных рели­гиозных песен и знавших, как христианину что ему можно и чего нельзя делать. Молодому суперинтенденту было нелегко удержать эту «смешанную» общину.

Когда киевская община и ее пастор из Германии встали на путь, показавшийся Виктору Грефенштейну слишком либеральным, в 1995 году в совсем еще молодой Церкви воз­никла первая кризисная ситуация: суперин­тендент Грефенштейн сложил свои полномочия в НЕЛЦУ и основал со своей группой в Одессе независимую лютеранскую братскую общину. Одесская община перенесла этот кризис, преж­де всего, благодаря пастору Вальтеру Клингеру из Нюрнберга, который по-отцовски уделил общине все свое внимание. Хорошее воздействие на общину оказал в это время и викарий Мар­тин Гайсснер из Баварии, прослуживший в общине один год.

Евангелическо-лютеранская Церковь Бава­рии уже в 1993 году по просьбе Виктора Грефенштейна направила Вальтера Клингера в Одессу, чтобы начать там обучение церковных сотрудников. Ввиду постоянного основания все новых общин и связанных с этим постоянных разъездов суперинтендента нехватка проповед­ников и пасторов оказалась самой большой проблемой еще молодой Церкви, а также об­щин в Одесской области.

Клингер разработал концепцию трехлетнего курса обучения проповедников, смог среди своих друзей найти дополнительны преподавателей и пригласить их из Германии в Одессу; с 1993 по 1995 годы он провел с ними первый семинар по обучению проповедников. На курсы принимали исключительно мирян, готовых служить в Церкви на общественных началах. Семинар проводили в здании санатория «Россия», где НЕЛЦУ арендовала для этого помещения. Учебные пособия были предоставлены Союзом Мартина Лютера из Эрлангена. В числе 12 курсантов были механик, слесарь по отоплению, инженер, маляр, инструментальщик и подполковник бывшей Советской Армии, Младший из них — Андрей Гамбург — был студентом, ставшим прихожанином всего полгода тому наш и позднее изучавшим богословие в Германнсбурге в Германии. Сегодня он пастор церкви ев. Павла и президент Синода НЕЛЦУ.

После базовою курса в Одессе, длившегося несколько недель, следующего годового семина­ра по углублению знаний и навыков, а также заключительного семинара в третьем году обу­чения в августе 1995 года семь выпускников получили благословение на служение пропо­ведником с правом совершения Святых Таинств. Впоследствии эти обученные и руко­положенные проповедники были официально признаны пасторами. Когда общины обрати­лись в Одессу за сотрудниками для работы с молодежью, Вальтер Клингер снова проявил инициативу и в 1994 и 1995 годах провел первые курсы по обучению таких сотрудников. В 1995 году Синод назначил Вальтера Клингера епископским визитатором; этот пост духовного руководителя Церкви бодрый священник занимал до 1997 года.

По его же инициативе был учрежден пост предиката, важный для НЕЛЦУ и по сегодняшний день. Предикаты — миряне, выполняющие в общине определенные служения и проводящие, например, занятия с конфирмандами и богослужения, однако, без права со­вершения таинства Святого Причастия. В первом интенсивном семинаре для предикантов, проходившем в 1996 году в санатории «Россия» в Одессе, принимали участие 14 человек, половина из них были женщины. В 1998 году состояться следующий семинар. Герд Зандер из баварского города Нойендеттельсау — преемник Клингера на посту епископского визитатора, продолжил эту традицию и в 1999/2000 годах организовал третий семинар такого рода. В последующие годы также были проведены соответствующие семинары. Богослужебную и духовную жизнь существующих на сегодняшний день 38 общин НЕЛЦУ невозможно представить себе без служения предикаитов. Если учесть, что эта работа в настоящее время выполняется преимуще­ственно женщинами, приходится констатиро­вать, что в НЕЛЦУ — не предусматривающей рукоположение женщин в сан пастора — жен­щины де-факто выполняют важные духовные функции в массах. Тесно связанную с Одессой общину в Николаеве и общинную группу в Ильичевске близ Одессы также окормляют предиканты.

По незнанию традиций Литургии в Люте­ранской Церкви первые богослужения новой общины были похожи на собрания баптистов безо всякой литургики. Однако уже скоро при­хожане приобщились к пению хоралов времен Реформации, содержащихся в двуязычном сборнике духовных песен, предоставленном Союзом Мартина Лютера. Совместно с парт­нерской Церковью Баварии одесская община первой разработала порядок богослужений, ориентирующийся по принятым во всех Люте­ранских Церквях правилам Литургии. Облег­чением в этом новом процессе укоренения в литургической и музыкальной традиции Люте­ранства послужил тот факт, что Наталия Кён очень скоро после создания общины основала молодежный хор, который позднее стал боль­шим, наполовину профессиональным хором «Баварского дома» в Одессе.

Новый подъем в жизни общины произошел в период с 1997 по 2000 годы, когда в Одессе служил пастор Йорн Шендель из г. Липпе в Германии, в последнем году служения получивший поддержку от своего друга, викария Дирка Мёллинга. С тех пор с молодыми людьми стали интенсивнее заниматься на библейских уроках, а для детей по воскресеньям начали проводить детские богослужения. Щендель, иногда и сам играющий на гитаре, начал навещать отдельных немцев в селах вокруг Одессы и регулярно ездить на библейские занятия в Петровку, Кудрявку, Ильичевск и Южный. В церковном реестре за период его служения значатся многие Крещения и конфирмации прежде всего взрослых, желавших снова быть членами лютеранской общины. К тому времени община насчитывала около 500 активных членов.

Пастор Йорн Шендель совершает Крещение

Благодаря посредничеству пастора Шенделя в Одессе стала работать молодая диакониса из материнской обители диаконис в г. Лемфёрде (Германия). Сестра Дорис Мюллер вместе с Верой Петровной Смирновой не только поста­вила в общине на ноги благотворительную службу, но и совместно с помощницами про­водила богослужения для детей и по поруче­нию «Баварского дома» работала в отделении социальной службы в Новоградовке. С 1998 по 2005 годы она была первым лицом, к которому многие люди обращались в момент возникно­вения душевных проблем.

В Николаеве к востоку от Одессы в преды­дущие годы также была основана лютеранская община, которой государство вернуло старую церковь Христа Спасителя. До сих пор эту общину окормляет одесский пастор. Пастор Шендель, регулярно навещавший общину, ку­пил небольшую квартиру, в которой можно было собираться на библейские занятия, и позаботился о проведении ремонта внутри храма Божьего, построенного в английском стиле. В 1998 году над алтарем церкви Христа Спасителя был встроен большой витраж с изображением Воскресения Христа. Хуберт Дистлер, известный в Германии церковный художник, разработал эскиз к этому витражу, заказал его изготовление в Канаде, а затем подарил его общине. В своем письме общине он так описал причину для своего щедрого подарка: Когда во время Второй мировой войны он, будучи солдатом, в сражениях в Никола­се потерял ногу, в лазарете его выходили и вылечили. Витражом с изображением Воскре­сения он выразил свою благодарность за то, что Господь подарил ему в этом городе новую жизнь.

В то время, когда пост епископского визи­та занимал Герд Зандер (с 1997 по 1999 годы), состоялось освящение первого постро­енного молитвенного дома НЕЛЦУ. Он был возведен в селе Петродолинское — одном из старых немецких сел близ Одессы, в котором поселились русские немцы из Казахстана. Их пастором был Петр Гизбрехт, занимавший с 1994 по 2000 годы пост президента Синода и до своего переселения в Германию руководивший в Одессе канцелярией Церкви.

Переселение в Германию! В результате про­должающейся эмиграции тех, кто смог получить немецкий паспорт, стабильное становление молодой общины стояло под вопросом вплоть до середины 90-х годов. Иногда даже создавалось впечатление, будто люди становились членами общины лишь ради того, чтобы после проведенного Крещения и обновления знаний немецкого языка облегчить себе начало намеченного пребывания в Германии. В ретро­спективе нужно заметить, что этот переезд в Германию оказался успешным в первую оче­редь для людей динамичных и образованных. В результате эмиграции число прихожан опять сократилось, а средний возраст существенно вырос.

Однако одновременно в жизни общины произошло изменение к лучшему, значение которого в долгосрочном плане нельзя не пере­оценить. В 1990 году церковная жизнь прохо­дила в основном на немецком языке. Но постепенно выяснилось, что немецким языком владеет все меньшее число прихожан. Это, ко­нечно, касалось посетителей детских богослу­жений и молодежных групп, но и русскоязыч­ных супругов и в последнее время все чаще украинских немцев. Ведь и в обществе «Wiedergeburt», и после последнего «Аmen» (Аминь) на богослужениях в Одессе больше не говорят по-немецки, а только по-русски. Поэтому все богослужения уже давно проводятся на двух языках и, скорее всего, наступит момент, когда прихожане общины св. Павла со временем полностью станут общаться на русском языке.

Для Церкви, которая ссылается на Мартина Лютера, это не может быть проблемой. Даже наоборот: чтобы отдать должное образу жизни прихожан и приспособить проповедование Слова Божия к их окружающей среде, переход к использованию русского языка станет неми­нуем. В настоящее время община св. Павла со­стоит из людей разных национальностей, на учение и жизнь которых повлияла Реформация Мартина Лютера.

В поисках пристанища в большом городе

Наибольшим препятствием при становле­нии одесской общины в течение первых 12 лет было отсутствие собственных помещений. В 1992 году община приобрела по ул. Станислав­ского 51 (ныне ул. Раскидайловская) маленький домик в заднем дворе, до которого обществен­ным транспортом добраться было невозможно. Здесь на протяжении десяти лет рядом с кухней и туалетом проводились библейские занятия н уроки с конфирмандами. На первом этаже, куда нужно было подниматься по узкой крутой лестнице, размещались офисы канцелярии НЕЛЦУ и пастора. Бюро епископа находилось в каморке, а сам дом напоминал скорее книжный склад.

Чтобы совершить богослужение, председатель церковного совета общины Роберт Витальевич Смирнов каждое воскресенье объезжал на машине арендуемые залы культуры и школьные классы, всегда имея при себе Библию и чашу-потир. Крест и подсвечник. Несколько лет подряд богослужения проходили в «Доме искусств» по ул. 10 апреля. Однако богослуже­ния с причащением были не очень привлека­тельны, т. к. приходилось сидеть на складных стульях в кинозале, в котором еще не развеялся дым сигарет с предыдущего вечера. Поэтому легко понять, что Виктор Грефенштейн и Юрий Шеффер уже очень скоро стали задумываться о том, чтобы ходатайствовать о возвращении бывших зданий Церкви.

Из всех объектов недвижимости, ранее принадлежавших старой лютеранской общине, бурные времена пережили только большая развалина церкви в центре города и так назы­ваемый пасторский дом по соседству, постро­енный в ХIХ веке как приют для престарелых. Уже в Феврале 1992 года Юрий Шеффер обратился с первыми ходатайствами в государственные органы Украины и Одесского края, а также в горисполком. Изданный в марте того же года Указ президента Украины «О возвращении религиозным организациям культового имущества» окрылил всех. В последующие годы развалину и бывшую богадельню, правда вернули общине, но не в собственность, а только в пользование, да и то с обязательством отремонтировать и восстановить оба здания. Через пять лет наконец-то удалось подписать договор об аренде участка.

НЕЛЦУ, взявшая на себя ответственность общину, решила, что перестройка богадельни в современный центр общины — вопрос более приоритетный, чем восстановление церкви св. Павла. Это решение поддержала и партнерски Церковь в Баварии. Построенное в 1887-88 здание бывшего приюта для престарелых находилось к этому времени, конечно, в совершенно обветшалом состоянии. После экспроприации в первые советские годы оно было переоборудовано в жилой дом с коммунальными квартирами. В 1997 году в 15 крошечных квартирах дома проживало в составе 20 семей всего около 50 человек. Их переселение на другие квартиры, а также приобретение этих квартир и выкуй здания при финансовой поддержке Евангелическо-лютеранской Церкви Баварии продолжались еще три года. Лишь в 2000 году началась полная санация здания и его перестройка.

Автором архитектурной идеи реконструк­ции здания был Юрии В. Дмитревич из ин­ститута Укрспецреставрация в Киеве. Ответственным производителем работ на месте был Александр С. Чукриенко из Одессы. Общее пла­нирование осуществляла одесская фирма «Эко-строй». За производство строительных работ отвечала фирма «Кирхенбау» из Днепропет­ровска под руководством Алексея В. Панченко. Всего за два года строительных работ изношенное здание превратилось в современный и многофункциональный центр общины.

Торжественное открытие реконструированного Пасторского дома

В «Церковном центре св. Павла» размещаются большой богослужебный зал на первом этаже, помещения для различных служб общины, офисы канцелярии НЕЛЦУ, две квартиры для пасторов и – под крышей – несколько комнат для гостей. В богослужебном зале даже нашлось место для установки небольшого (по­даренного общиной С. Дойтенбах близ Нюрнберга). С тех пор благодаря ему органист Вероника Струк смогла разнообразить и обо­гатить жизнь общины церковной музыкой. В 2002 году в непосредственной близости от церковной развалины, в тени орехового дерева, община громко отпраздновала освящение сво­его нового Центра.

Становление общины под сенью руин церкви св. Павла

Преемником пастора Герда Зандера на посту руководителя НЕЛЦУ с 1999 года по 2005 год был епископ Эдмунд Рад из г. Ансбах в Баварии. В НЕЛЦУ объединялись уже 38 общин, в которых насчитывалось примерно 3-4 тысячи прихожан. В общинах служили 12 пасторов. Со временем пошла на убыль и волна эмиграции. Лишь в самой Одессе после возвращения пастора Шенделя в Германию снова образовался пробел. Его на год восполнил пастор Христоф Михольд из Нюрнберга, который ради окормления общины вместе с женой переселился в Одессу. В 2001 году партнерская Церковь в Баварии вновь направила в Одессу постоянного пастора — д-ра Маркуса Хука.

Доктор богословия внедрил свои компе­тентные научные и литургические знания не только в жизнь общины, но и в деятельность НЕЛЦУ Благодаря его работе со взрослыми ко­личество новых членов общины увеличилось. Многие участники семинаров для предикантов воспринимали его мето­ды доведения до созна­ния сложных догмати­ческих содержаний весь­ма полезными. А на пас­торских конференциях, которые епископ Рац стал регулярно созывать, пастор д-р Хук в значи­тельной мере отвечал за разработку богослов­ских текстов. Так, напри­мер, важную роль для всей Церкви стало разъ­яснение самого понятия и практического оформления богослужений со Святым Причастием согласно лютеранской традиции.

Пастор Хук также «обнаружил», что к западу от Одессы, где раньше находились немецкие поселения, местами все еще проживали очень старые немцы. Поэтому он неоднократно ездил с представителем общества «Wiedergeburt» в поселки Тарутино, Арцис и Сарата. Его пре­емник, пастор Ульрих из Нюрнберга, в 2006-2007 годах продолжил эту традицию индивиду­альных пастырских поездок. После него духов­ное окормление этого района из Одессы взял на себя пастор Александр Гросс. Совместно с мо­лодежными группами он проводил миссионер­ские смены и до сих пор в рождественское вре­мя организует акции помощи старым людям, живущим в Бессарабии.

В настоящее время такие акции «гумани­тарной помощи» в общинах НЕЛЦУ и в самой Одессе являются исключением. Но в первые годы после перестройки дело обстояло иначе. Тогда в Одессу приходило много транспортов с гуманитарной помощью. Склады были полны, но ведь и люди тогда действительно нуждались в одежде, продуктах питания и игрушках. Од­нако со временем у получателей этих пожертвований с Запада выработался своего рода «образ мышления, свойственный человеку берущему». Бывало, что в общину иногда приходили люди, которым была важна только эта «гуманитарная помощью». Посте 2002 года готовность немцев к пожертвованиям сошла за нет, а при пасторе Хуке этот вид снабжения населения почти полностью приостановили.

Вместо этого прихожане стали усиленно за­ботиться о расширении своей деятельности в области милосердия. В 2002 голу в совместной работе с «Диаконическим служением в Бава­рии» в Церковном центре св. Павла впервые был проведен семинар для обучения сотрудников, занятых в службе диаконии на добровольных началах. Семинар был нацелен на то, чтобы мотивировать заинтересованных людей в приходе и обучить их так, чтобы они были в состоянии сами оказывать помощь на месте. Нужно было возобновить в людях утерянное в советский период чувство социальной ответственности, сознания того, что не всякая беда предопределена судьбой, и мобилизовать в лю­дях силу для решения любой проблемы, не при­бегая к чужой помощи. Пастор Ульрих, служивший в Одессе с середины 2006 года по середину 2008 года, до этого работал в «Диаконическом служении в Баварии». Свой опыт он старался воплотить в Одессе в создании новых структур благотворительной службы, тесло сотрудничая при этом с «Баварским домом». Несмотря на все эти импульсы, работа диаконической службы в Одессе все еще напоминает нежные рост­ки. Слишком велики социальные проблемы страны, а возможности маленькой общины слишком ограничены.

Татьяна Авдеева проводит медицинскую консультацию

Становлению одесской общины и возрож­дению Церкви в Украине с самого начала содей­ствовали партнеры из-за границы. Благодаря своим многочисленным экуменическим кон­тактам, именно епископ Рац помог НЕЛЦУ обрести известность во всемирном лютеран­ском сообществе и углубить имевшиеся кон­такты с Лютеранскими Церквями в Польше и Румынии (в Трансильвании). Одесская община является партнером евангелическо-лютеран­ского деканата г. Регенсбург. Это отражается во взаимных визитах и некоторых проектах в одесской общине, которые получают финансовую поддержку от лютеран Регенсбурга. Фонд Густава Адольфа и Союз Мартина Лютера, а также Всемирная лютеранская федерация (LWB) регулярно поддерживают церковные, миссионерские или социальные проекты в Одессе.

НЕЛЦУ является партнерской Церковью Евангелическо-лютеранской Церкви Баварии. Поэтому отдел экумены Земельного церковно­го управления в Мюнхене на протяжении прошлых двух десятилетий самыми разнообразными способами поддерживал развитие церковной жизни в Украине. Это зачастую выражалось в чисто практической помощи, например, предоставлении информации о поряд­ке лютеранского богослужения, создании функ­ционирующей бухгалтерии НЕЛЦУ, назначе­нии пасторов в Одессу или содействии в юри­дических консультациях при разработке нового Устава Церкви. Такие живые партнерские взаи­моотношения существуют не только между Одессой и Регенсбургом, но и между другими общинами в Украине и Баварии. Но больше всего активная помощь Баварии в Украине, не­сомненно, пошла на пользу одесской общине. Ведь лютеране Баварии решением своего цер­ковного руководства за истекшее десятилетие предоставили общине несколько миллионов евро на реконструкцию богадельни в Церковный центр и на восстановление церкви св. Павла.

В конце 2005 года епископ д-р Эдмунд Рац был избран архиепископом Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии и переехал со своей супругой в Санкт-Петербург. Таким образом, опять наметилась смена на посту духовною руководства НЕЛЦУ. Баварской земельной Цер­ковью в Украину был направлен декан Георг Гюнч, которого Синод НЕЛЦУ избрал на пост епископа. На этом посту он пребывал с 2006 по 2008 годы. Основной задачей его деятельности в Одессе и для единой Церкви было крепление веры. Его духовные импульсы, глубокая литур­гическая набожность, ориентирующаяся на лю­теранское вероисповедание, богословская рабо­та с пасторами и его сердечные, душевные про­поведи шли на пользу всем. Они укрепили в одесской общине и во всех общинах НЕЛЦУ лютеранский профиль молодой Церкви.

С 2000 года в Одессе со своей семьей живет молодой украинским пастор Александр Гросс. По окончании Богословского семинара в Санкт-Петербурге его задача в Одессе состояла в проведении миссионерских смен в бывших немецких селах края и создании служения мо­лодежи в рамках НЕЛЦУ. С большим успехом он с 2002 года привлекает молодежь в молодеж­ную организацию «Глория», которая организует для общин НЕЛЦУ ежегодные летние детские и молодежные лагеря. Тем самым Церковь про­должает традицию пионерских лагерей совет­ского периода, ставших жертвой преобразо­ваний в стране. Ввиду длительных летних ка­никул в Украине этих лагерей очень недостава­ло и детям, и взрослым. В этих лагерях (до шес­ти лагерей в год) каждый год — обычно на Чер­номорском побережье — отдыхает около 300 детей.

В 2009 году Александр Гросс был назначен постоянным пастором общин в Петродолинском и Новоградовке под Одессой, чтобы отсю­да и в дальнейшем координировать миссионер­скую деятельность НЕЛЦУ среди детей, под­ростков и молодежи.

Вообще в 2009 году в одесской общине про­изошел целый ряд изменений. После однолет­ней вакансии пост пастора был вновь занят. Молодой пастор Андрей Гамбург, служивший до этого в Харькове, поселился со своей семьей в пасторской квартире. Тем самым община впервые получила духовника из немецко – украинской семьи, выросшего Украине и свободно владеющего русским и украинским языками. Перед ним теперь стоит огромная задача — вновь собрать воедино общину и дать ей духовную пастырскую поддержку на пути в восстановленную церковь св. Павла. На посту епископа в этом году тоже произошла смена. Синод избрал духовным руководителем НЕЛЦУ мюнхенского пастора Уланда Шпалингера. Таким образом НЕЛЦУ и община св. Павла в Одессе хорошо подготовлены, чтобы наполнить новой жизнью церковь св. Павла.

2014 год ознаменовал не только начало Российско-украинской войны, но и крупный кризис в НЕЛЦУ. Избранный епископом пастор общины Днепропетровска Сергей Машевский, с момента обретения полномочий начал устанавливать режим личной власти в ущерб миссии церкви. Были разорваны контракты со всеми пасторами из Германии, незаконно уволены нелояльные новому епископу пастора, в том числе Андрей Гамбург и Александр Гросс. В 2015 году Машевский устроил чистку в общие Святого Павла, выгнав или вынудив покинуть ее активных членов, не согласных с его политикой. Многолетние партнерские отношения с лютеранами Баварии оказались разорваны.

К сожалению, изгнанная часть общины Святого Павла оказалась неспособна самостоятельно организовать церковную жизнь. Лишь в 2019 году при поддержке общины Петродолинского и пастора Александра Гросса возобновились регулярные богослужения в Одессе с их участием. В этом помогал студент семинарии Союза ЕЛЦ Александр Жакун, несколько лет назад переехавший с семьей в Одессу из Симферополя. Но, к тому времени, значительная часть членов, особенно молодежь, выехала за рубеж или, оставаясь в городе, потеряла интерес к церковной жизни, что прискорбно, но не удивительно, учитывая свидетелем каких событий они были вынуждены стать.

В 2019 году, на очередном Синоде большинство общин НЕЛЦУ выразили недоверие Сергею Машевскому и избрали руководителем Церкви пастора из Харькова Павла Шварца. Но лишь спустя два года законное руководство НЕЛЦУ восстановило контроль над кирхой. В августе 2021 года проведены первые богослужения под руководством епископа Павла Шварца, пастора Александра Гросса, который стал новым пастором общины. В помощь ему диаконом избран Александр Жакун.

Благословение новых членов Совета общины в августе 2021

Начало полномасштабной войны община встретила обескровленной и дезориентированной. Около половины ее членов выехали за рубеж в первые дни после бомбардировок. В меру своих скромных сил, при поддержке партнеров из деканата Регенсбург Евангелическо-Лютеранской Церкви Баварии, а также братьев и сестер из других концов света, община поддерживает оставшихся в Одессе лютеран и тех, кто обращается за помощью. Было проведено несколько благотворительных акций. Несмотря на ситуацию, набрался новый конфирмационный класс и возобновилась работа с молодежью в новом формате Студенческого клуба.

Община еще весной возобновила проведение концертов органной и классической музыки в кирхе. В это тяжелое время людям как никогда необходимо прикосновение к прекрасному и возможность отвлечься от окружающей действительности. По этой же причине было принято решение не отменять так полюбившуюся одесситам и гостям города Рождественскую ярмарку. Средства, собранные на ярмарке направленны на нужды Вооруженных сил Украины.

Кризис, вызванный узурпацией власти прошлым епископом, и усугублённый эпидемией коронавируса и полномасштабным вторжением России, еще далек от завершения. Скорее всего, многие, из уехавших в Европу в эти годы не вернутся в Украину. В то же время, евангелической верой заинтересовалось много новых людей, не имеющих немецких корней. Во многом, будущее лютеранства в Одессе будет связано с тем, перерастет ли их интерес в верность Христу и традициям Реформации. Общине Святого Павла предстоит сформировать новую идентичность европейской церкви, служащей европейскому городу в реалиях новых общественных отношений, переосмыслить свое имперское наследие, чтобы вечное Евангелие Христа преобразило Одессу, хотя бы как во времена наших великих духовных предков, внесших в ее развитие огромный вклад.

Юрий Шеффер, Александр Жакун (Одесса), Клаус-Юрген Рёпке (Мюнхен)