Праздновать вместе с Церковью
Календарь праздников христиан
Церковный год, следуя за календарным годом, наглядно повторяет в годовом цикле историю Спасения. В его праздниках отражается вера христиан. При этом год Церкви имеет свой собственный ритм: он продолжается не от Нового года (1 января) до новогодней ночи (31 декабря), а начинается всегда в первое из четырех предрождественских воскресений, которое выпадает на конец ноября или начало декабря.
Пасха – древнейший христианский праздник
Христиане натаян отметать свои праздники не с Рождества, а с Пасхи. Первым праздником, который христиане отметили вместе, был праздник воскрешения Иисуса из мертвых. Согласно Библии ученики узнали «в первый день недели», что Иисус жив (Евангелие от Иоанна 20,1 и далее). Поэтому этот первый день недели, воскресенье, стал выходным днем и еженедельно повторяющимся маленьким пасхальным праздником. Этим христиане уже вскоре стали отличаться от евреев, которые продолжали праздновать субботу.
Наряду с этим уже в раннем христианстве раз в году встречали знакомый из еврейской традиции праздник Пасхи. Христиане праздновали его, желая при этом вспомнить и ясно осознать как Крест, так и Воскресение. Поэтому и в лютеранской традиции кульминацией церковного года являются Страстная пятница как День распятия Иисуса Христа и Пасха как праздник Его Воскресения из мертвых.
Начиная с IV века, Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Поэтому дата этого праздника постоянно варьирует.
Во всех христианских Церквях богослужения на Пасху особенно праздничные и радостные. Многократно звучит «Аллилуйя» (Хвалите Бога!). Часто совершаются крещения. Торжественно зажигается большая пасхальная свеча. Множество свечей на богослужениях символизирует победу света над тьмой, жизни над смертью. Ярко раскрашенные яйца, которые дарят на Пасху, — знак новой, зарождающейся жизни и новой жизни, обещанной после смерти.
Первые христиане готовились в Пасхе, постясь. Так возник «Великий пост», продолжающийся 40 дней. В центре богослужений в это время, также и в Лютеранской Церкви, находится путь Иисуса ко Кресту, Его страдания. Поэтому это время по-немецки называется «Пассионсцайт» — время страданий. Оно продолжается вплоть до Страстной пятницы, которую до сих пор называют «тихим праздником», днем, в который запрещены громкие общественные мероприятия. Обычай поститься в протестантизме был утерян, но теперь находит новых приверженцев. Не по принуждению, а добровольно все больше евангелических христиан отказываются во время поста, например, от алкоголя, сигарет или сладкого. В Лютеранской Церкви в Страстную пятницу, как правило, не едят мясо; во многих лютеранских семьях сохранился старый обычай, по пятницам есть принципиально только рыбу.
Особыми днями в период Великого поста являются Вербное воскресенье, открывающее Страстную неделю («Великую и Тихую неделю») и являющееся воспоминанием о входе Господнем в Иерусалим, и Великий четверг на Страстной неделе. В этот день община вспоминает об учреждении Святого Причастия Иисусом «в ночь, перед тем, как Он был предан».
За Пасхой следует 50-дневное время радости, продолжающееся до праздника Пятидесятницы. Ровно через 40 дней после Пасхи отмечают праздник Вознесения Христа, это всегда 1 четверг. По сообщениям евангелистов Вознесением Иисуса завершается тот период времени после Пасхи, когда воскресший Иисус являлся своим ученикам. Вознесение означает, что Иисус Христос теперь — Господь «одесную Бога» и хочет быть близок всем людям; границы пространства и времени для Него ничего не значат.
На Пятидесятницу — по-немецки «Пфингстен», что буквально значит «пятидесятый день» — в Церквях на Западе празднуют сошествие Святого Духа. Праздник основан на повествовании из Деяний апостолов (глава 2). В искусстве Святой Дух часто изображается в виде пламени или голубя. Пятидесятницу принято считать «днем рождения Церкви».
Лишь в средние века в западной Церкви был введен праздник Троицы или Триединства (лат. Trinitas). В нем прославляется Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух. Этим воскресеньем, следующим после Пятидесятницы, заканчивается большой пасхальный цикл праздников.
Рождество — любимейший праздник немцев
На Рождество христиане празднуют рождение Иисуса Христа. О нем сообщается во второй главе Евангелия от Луки в форме трогательной легенды с глубоким истинным содержанием.
В Римской империи праздновались дни рождения бесчисленных языческих богов. Поэтому христиан вначале не интересовал такой праздник в честь Иисуса. Христиане также никогда не располагали точным знанием даты Его рождения. Поэтому постепенно образовались две даты для праздника Рождества: более древняя была 6/7 января — сегодня это праздник «Явления Господа» или «Богоявления». Лишь позже в качестве даты Рождества было принято 24/25 декабря. В IV веке — после того, как христианство стало государственной религией — эта дата стала окончательной. При этом, конечно, играло роль то обстоятельство, что декабря считался «Днем непобедимого солнца»; императоры позднего Рима, считавшие себя воплощением солнца, чествовали себя в этот день. Отныне же — как поется в многочисленных рождественских песнопениях – как «истинное солнце» почитался Христос. Из-за разницы в 13 дней между общепринятым григорианским календарем и принятым в Православии юлианским календарем православное Рождество празднуется 7 января.
Итак, праздник Рождества, против которого в 20-х годах так ожесточенно боролось «Движение безбожников», — не сказка и не выдумано Церковью, потому что Иисус как человек действительно жил. Но христиане празднуют день Его рождения как праздник вочеловечения Бога. Правильно лишь, что дата этого праздника произвольная — она была определена христианами в первые столетия нашей эры,
К празднику Рождества православные христиане также готовятся, соблюдая пост. В Лютеранской Церкви это время, предшествующее празднику Рождества, называется по-немецки «Адвент» и охватывает четыре воскресенья. Эти четыре недели считаются в Лютеранской Церкви временем покаяния, в течение которого христиане внутренне готовятся к пришествию Иисуса Христа, Адвент означает приход, пришествие.
Заканчивается Рождественский цикл праздников в западных Церквях уже упоминавшимся праздником «Богоявления» 6 января. Этот день напоминает также о трех волхвах, которые согласно Евангелию от Матфея (глава 2) пришли к яслям Иисуса как первые язычники, чтобы поклониться Ему.
Рождество как никакой другой праздник связан с культурой немцев, оно наложило печать на их традиции и народные обычаи, стало составной частью их характера и их душевного равновесия. Даже в семьях, уже не относящих себя к Церкви, поют старые рождественские песни и соблюдают рождественские обычаи. К ним относятся предрождественский или адвентский венок (Adventskranz) с четырьмя свечами для каждого предрождественского воскресенья (Adventssonntag), памятные дни св. Мартина и св. Николая, а также уже на протяжении прибл. 200 лет богато украшенная рождественская елка. Сияющий и теплый свет ее свечей — указание на Того, Кто сказал: «Я — свет мира» (От Иоанна 8,12). А подарки, которыми обмениваются на Рождество, в конечном счете напоминают о большом подарке, который делает Бог людям, послав им Иисуса. В южной Германии в предрождественское время собирают и устанавливают «ясли» — описанную в Евангелии сцену Рождества со «Святой метой», пастухами и животными, выполненными резьбой по дереву и совершенно наглядно изображающими святое событие.
Изображение беззащитного Младенца в яслях, соединяющего и примиряющего Бога с людьми, всегда пробуждало положительные силы в истории человечества. Поэтому Рождество встречали и встречают как праздник мира, в который должны умолкнуть споры и оружие. Или как праздник любви и внимания к бедным и обделенным. Или как праздник детей, когда и взрослым можно разок побыть «детьми благочестивыми и радостными» (Маттиас Клаудиус). Некоторые с полным основанием называют рождественскую песню «Тихая ночь, Святая ночь», переведенную почти на все языки мира, самым прекрасным подарком миру от австрийско-немецкой народной культуры.
Язык красок
Церковный год содержит и другие праздники, как например дни памяти святых Церкви и День Реформации Церкви, начатой Мартином Лютером (31 октября), День поминовения усопших и, прежде всего, популярный Праздник урожая. При этом в делении церковного года на определенные периоды издавна большую роль играет символика цвета.
Различные праздники и периоды церковного года сочетались с определенным цветом. Эти цвета определяют — например, в Православной Церкви — цвет литургических облачений диаконов, священников и епископов. Во многих Лютеранских Церквях мира также сохранилась традиция цветных облачений; некоторые евангелические пасторы носят сегодня вместо черного талара (рясы) белый со столой того или иного цвета, соответствующего периоду церковного года. Определяющим для всех Лютеранских Церквей является литургический цвет для полотнищ, висящих на алтаре и кафедре. Они зачастую имеют художественное оформление, а также украшены различными символами веры. В Церкви используются пять литургических цветов: белый — цвет света для праздников Христа, таких, как Великий четверг, Пасха и Вознесение, а также Рождество и Богоявление; красный — цвет огня и любви для Пятидесятницы, праздников святых и памятных дней Церкви; фиолетовый — цвет покаяния и размышления для времени Великого поста и предрождественского времени; зеленый — цвет творения и надежды для летнего Времени и Праздника урожая; черный — цвет скорби для Страстной пятницы и панихиды.
Так церковный год своими праздниками, обычаями и красками приглашает задуматься над различными аспектами христианской веры, праздновать историю Бога с Его людьми и таким образом все снова и снова черпать силы для повседневной жизни.
Клаус-Юрген Рёпке
Мюнхен