Праздновать вместе с Церковью

Календарь праздников христиан

Церковный год, следуя за кален­дарным годом, наглядно повторяет в годовом цикле историю Спасения. В его праздниках отражается вера христиан. При этом год Церкви имеет свой собственный ритм: он продолжается не от Нового года (1 января) до новогодней ночи (31 декабря), а начинается всегда в первое из четырех предрождественских воскресений, которое выпадает на конец ноября или начало декабря.

Пасха – древнейший христианский праздник

Христиане натаян отметать свои праздники не с Рождества, а с Пасхи. Первым праздником, который христиане отметили вместе, был праздник воскрешения Иисуса из мертвых. Согласно Библии ученики узнали «в первый день недели», что Иисус жив (Евангелие от Иоанна 20,1 и далее). Поэтому этот первый день недели, воскресенье, стал выходным днем и еженедельно повторяющимся маленьким пасхальным праздником. Этим христиане уже вскоре стали отличаться от евреев, которые продолжали праздновать субботу.

Наряду с этим уже в раннем христианстве раз в году встречали знакомый из еврейской традиции праздник Пасхи. Христиане празд­новали его, желая при этом вспомнить и ясно осознать как Крест, так и Воскресение. Поэтому и в лютеранской традиции кульминацией цер­ковного года являются Страстная пятница как День распятия Иисуса Христа и Пасха как праздник Его Воскресения из мертвых.

Начиная с IV века, Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Поэтому дата этого праздника постоянно варьирует.

Во всех христианских Церквях богослужения на Пасху особенно праздничные и радостные. Многократно звучит «Аллилуйя» (Хвалите Бога!). Часто совершаются крещения. Торжественно зажигается большая пасхальная свеча. Множество свечей на богослужениях символизирует победу света над тьмой, жизни над смертью. Ярко раскрашенные яйца, кото­рые дарят на Пасху, — знак новой, зарож­дающейся жизни и новой жизни, обещанной после смерти.

Первые христиане готовились в Пасхе, по­стясь. Так возник «Великий пост», продолжа­ющийся 40 дней. В центре богослужений в это время, также и в Лютеранской Церкви, нахо­дится путь Иисуса ко Кресту, Его страдания. Поэтому это время по-немецки называется «Пассионсцайт» — время страданий. Оно про­должается вплоть до Страстной пятницы, кото­рую до сих пор называют «тихим праздником», днем, в который запрещены громкие обще­ственные мероприятия. Обычай поститься в протестантизме был утерян, но теперь находит новых приверженцев. Не по принуждению, а добровольно все больше евангелических хри­стиан отказываются во время поста, например, от алкоголя, сигарет или сладкого. В Люте­ранской Церкви в Страстную пятницу, как пра­вило, не едят мясо; во многих лютеранских семьях сохранился старый обычай, по пятни­цам есть принципиально только рыбу.

Особыми днями в период Великого поста являются Вербное воскресенье, открывающее Страстную неделю («Великую и Тихую неде­лю») и являющееся воспоминанием о входе Господнем в Иерусалим, и Великий четверг на Страстной неделе. В этот день община вспоми­нает об учреждении Святого Причастия Иису­сом «в ночь, перед тем, как Он был предан».

За Пасхой следует 50-дневное время радос­ти, продолжающееся до праздника Пятидесят­ницы. Ровно через 40 дней после Пасхи отме­чают праздник Вознесения Христа, это всегда 1 четверг. По сообщениям евангелистов Возне­сением Иисуса завершается тот период време­ни после Пасхи, когда воскресший Иисус являлся своим ученикам. Вознесение означает, что Иисус Христос теперь — Господь «одесную Бога» и хочет быть близок всем людям; грани­цы пространства и времени для Него ничего не значат.

На Пятидесятницу — по-немецки «Пфингстен», что буквально значит «пятидесятый день» — в Церквях на Западе празднуют соше­ствие Святого Духа. Праздник основан на по­вествовании из Деяний апостолов (глава 2). В искусстве Святой Дух часто изображается в ви­де пламени или голубя. Пятидесятницу приня­то считать «днем рождения Церкви».

Лишь в средние века в западной Церкви был введен праздник Троицы или Триединства (лат. Trinitas). В нем прославляется Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух. Этим воскресеньем, следующим после Пятидесятницы, заканчива­ется большой пасхальный цикл праздников.

Рождество — любимейший праздник немцев

На Рождество христиане празднуют рожде­ние Иисуса Христа. О нем сообщается во второй главе Евангелия от Луки в форме трога­тельной легенды с глубоким истинным содер­жанием.

В Римской империи праздновались дни рождения бесчисленных языческих богов. По­этому христиан вначале не интересовал такой праздник в честь Иисуса. Христиане также ни­когда не располагали точным знанием даты Его рождения. Поэтому постепенно образовались две даты для праздника Рождества: более древ­няя была 6/7 января — сегодня это праздник «Явления Господа» или «Богоявления». Лишь позже в качестве даты Рождества было принято 24/25 декабря. В IV веке — после того, как христианство стало государственной религи­ей — эта дата стала окончательной. При этом, конечно, играло роль то обстоятельство, что декабря считался «Днем непобедимого солнца»; императоры позднего Рима, считавшие себя воплощением солнца, чествовали себя в этот день. Отныне же — как поется в многочислен­ных рождественских песнопениях – как «истинное солнце» почитался Христос. Из-за разницы в 13 дней между общепринятым гри­горианским календарем и принятым в Право­славии юлианским календарем православное Рождество празднуется 7 января.

Итак, праздник Рождества, против которого в 20-х годах так ожесточенно боролось «Дви­жение безбожников», — не сказка и не выдума­но Церковью, потому что Иисус как человек действительно жил. Но христиане празднуют день Его рождения как праздник вочеловечения Бога. Правильно лишь, что дата этого праздника произвольная — она была определена христианами в первые столетия нашей эры,

К празднику Рождества православные хри­стиане также готовятся, соблюдая пост. В Лю­теранской Церкви это время, предшествующее празднику Рождества, называется по-немецки «Адвент» и охватывает четыре воскресенья. Эти четыре недели считаются в Лютеранской Церкви временем покаяния, в течение которого христиане внутренне готовятся к пришествию Иисуса Христа, Адвент означает приход, при­шествие.

Заканчивается Рождественский цикл празд­ников в западных Церквях уже упоминавшим­ся праздником «Богоявления» 6 января. Этот день напоминает также о трех волхвах, которые согласно Евангелию от Матфея (глава 2) при­шли к яслям Иисуса как первые язычники, чтобы поклониться Ему.

Рождество как никакой другой праздник связан с культурой немцев, оно наложило пе­чать на их традиции и народные обычаи, стало составной частью их характера и их душевного равновесия. Даже в семьях, уже не относящих себя к Церкви, поют старые рождественские песни и соблюдают рождественские обычаи. К ним относятся предрождественский или адвентский венок (Adventskranz) с четырьмя свечами для каждого предрождественского вос­кресенья (Adventssonntag), памятные дни св. Мартина и св. Николая, а также уже на протя­жении прибл. 200 лет богато украшенная рож­дественская елка. Сияющий и теплый свет ее свечей — указание на Того, Кто сказал: «Я — свет мира» (От Иоанна 8,12). А подарки, которыми обмениваются на Рождество, в конечном счете напоминают о большом подарке, кото­рый делает Бог людям, послав им Иису­са. В южной Германии в предрожде­ственское время собирают и устанавли­вают «ясли» — описанную в Евангелии сцену Рождества со «Святой метой», пастухами и животными, выполнен­ными резьбой по дереву и совершенно наглядно изображающими святое событие.

Изображение беззащитного Младен­ца в яслях, соединяющего и примиряю­щего Бога с людьми, всегда пробуждало положительные силы в истории чело­вечества. Поэтому Рождество встречали и встречают как праздник мира, в кото­рый должны умолкнуть споры и ору­жие. Или как праздник любви и внима­ния к бедным и обделенным. Или как праздник детей, когда и взрослым мож­но разок побыть «детьми благочести­выми и радостными» (Маттиас Клаудиус). Некоторые с полным основанием называют рождественскую песню «Тихая ночь, Святая ночь», переведенную почти на все языки мира, самым прекрасным подарком миру от австрийско-немецкой народной культуры.

Язык красок

Церковный год содержит и другие празд­ники, как например дни памяти святых Церкви и День Реформации Церкви, начатой Марти­ном Лютером (31 октября), День поминовения усопших и, прежде всего, популярный Празд­ник урожая. При этом в делении церковного го­да на определенные периоды издавна большую роль играет символика цвета.

Различные праздники и периоды церковно­го года сочетались с определенным цветом. Эти цвета определяют — например, в Православной Церкви — цвет литургических облачений диаконов, священников и епископов. Во многих Лютеранских Церквях мира также сохранилась традиция цветных облачений; некоторые евангелические пасторы носят сегодня вместо черного талара (рясы) белый со столой того или иного цвета, соответствующего периоду церковного года. Определяющим для всех Лютеранских Церквей является литургический цвет для полотнищ, висящих на алтаре и кафедре. Они зачастую имеют художественное оформление, а также украшены различными символами веры. В Церкви используются пять литургических цветов: белый — цвет света для праздников Христа, таких, как Великий четверг, Пасха и Вознесение, а также Рождество и Богоявление; красный — цвет огня и любви для Пятидесятницы, праздников святых и памятных дней Церкви; фиолетовый — цвет покаяния и размышления для времени Вели­кого поста и предрождественского времени; зеленый — цвет творения и надежды для лет­него Времени и Праздника урожая; черный — цвет скорби для Страстной пятницы и пани­хиды.

Так церковный год своими праздниками, обычаями и красками приглашает задуматься над различными аспектами христианской веры, праздновать историю Бога с Его людьми и таким образом все снова и снова черпать силы для повседневной жизни.

Клаус-Юрген Рёпке

Мюнхен