«Благословите Господа, все дела Его!»

Новые колокола для церкви св. Павла

На главной башне колокольни немец­кой кирхи св. Павла, освященной в 1897 году, висело три колокола. Колокольня возвышалась на самом высоком месте города и поднималась в небо на 50 метров. Никто толком уже не помнит, когда именно большевики сбросили колокола вниз. Но когда началась реконструкция разрушенной кирхи, все в общине с самого начала захотели иметь новые колокола на колокольне.

В истории человечества колокола известны уже на протяжении 5000 лет. На закате антич­ности они появились и в христианской среде. Характер церковного колокольного звона опре­деляется литургическим каноном Церкви. Звон колоколов призывает к молитве. Он сообщает нам, который час пробил, и таким образом на­поминает нам о бренности жизни. Он сопро­вождает христианина всю жизнь — от рождения до смерти: в начале жизни, когда звучит во время Крещения, и в конце, когда звучит похо­ронный звон. Но прежде всего колокола при­зывают на богослужение. Они возвещают о владычестве Иисуса Христа и возносят над городами и весями всего христианского мира хвалу Триединому Богу, «Благословите Господ, все дела Его!» (Псалом 102,22).

Колокола — это музыкальные инструменты. Для того, чтобы они звучали гармонично, они должны быть настроены на определенные зву­ки. Большие колокола издают низкие, приглу­шенные звуки, в то время как маленькие колокола издают более высокие звуки. Что касается метода извлечения звука из колоколов, то в зависимости от культурной среды обосно­вались различные традиции. В Православии, например, колокола устанавливают прочно и раскачивают язык, ударяя в край колокола. Такой перезвон похож на звучание курантов. На Западе же в лютеранских и католических храмах раскачивают колокола, а язык остается неподвижным. В старые времена колокола приводились в движение молодыми парнями, сего­дня же это регулируется электронной установ­кой. Так или иначе перезвон становится полным, многоголосым. Подбор колоколов православных храмов состоит из многих ма­леньких и больших колоколов, а на колокольнях в западных церквях обычно висит от трех до восьми колоколов различной величины.

На колокольне церкви св. Павла отныне будут висеть четыре колокола. Они отлиты на традиционном колокольном заводе «Пернер» в г. Пассау на Дунае. Это предприятие уже на протяжении 400 лет находится в семейном владении и в настоящее время изготавливает колокола по заказу, причем заказы поступают со всего света и из самых разнообразных областей распространения той или иной культуры. Для литья колоколов используется так называемая золочёная бронза, состоящая на 78% из меди и на 22% из олова.

Литье колокола до сих пор является слож­ным процессом, требующим ремесленного мастерства и терпения. Для изготовления колокола сначала вручную нужно изготовить точную форму для отливки колокола, в результате чего появляется так называемый «ложный колокол». Затем раскаленный металл вливается в изготов­ленную заранее форму, закопанную в землю. Далее колокол на протяжении нескольких не­дель остывает и лишь затем его можно выко­пать, т. е. извлечь из формы. В ноябре 2009 года представители одесской общины были в городе Пассау свидетелями литья самого большого колокола для церкви св. Павла, что на всех про­извело неповторимое впечатление.

Самый большой колокол весит 1 тонну, второй по величине — 690 кг, третий — 480 кг, а самый маленький — 280 кг. Зачастую колоколам присваивают имена. Это касается и новых коло­колов для церкви св. Павла. Самый большой колокол — колокол Христа, второй по величине, конечно, — колокол апостола Павла. Третий колокол назван в честь апостола Петра, а самый маленький носит имя Богоматери Марии. Художник, сделавший внутреннее оформление церкви, разработал также эскиз украшения колоколов в виде изображений Христа, Павла, Петра и Богоматери.

На колокола зачастую наносят и цитаты из Библии. Так, например, на колоколе Христа можно прочитать изречение Иисуса из Нагор­ной Проповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мат. 5,9). Слово из Библии на колоколе Павла гласит: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпе­ливы, в молитве постоянны» (Рим. 12,12). Коло­кол Петра украшает изречение из 1-го собор­ного Послания Петра (5,7): «Все заботы ваши возложите на Бога, ибо Он печется о вас». А на колоколе Богоматери Марии можно прочитать цитату из хвалебной песни Марии (Лук. 1,46-48а): «Величит душа Моя Господа, и возрадо­вался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей». Все эти цитаты нанесены на колокола на немецком и на русском языках.

Эти четыре новых колокола по своему звучанию гармонируют с двумя небольшими коло­колами, уже установленными на Церковном центре св. Павла, так что по большим празд­никам можно будет звонить во все колокола одновременно. Для колокольного перезвона в Лютеранской Церкви — равно как и в других христианских Церквях — существуют определенные правила. Так, например, маленький молитвенный) колокол призывает своим звоном на молитву утром, в обед и вечером. Он звучит также во время богослужения, когда читают «Отче наш». На богослужения сперва за полчаса до его начала приглашает звон одного колокола, а к началу богослужения раздается перезвон всех колоколов. В дни больших церковных праздников и в первый день Нового года звучит все шесть колоколов, а в период с Великого четверга до раннего утра Пасхаль­ного Воскресенья все колокола молчат в напоминание о распятии Иисуса, произошедшем на Страстной неделе.

Колокола имеют определенную стоимость. Поэтому одесская община на протяжении всего 2009 года проводила сбор — не только денег, но и старинных, драгоценных монет и украшений. Ведь в былые времена богатые барышни иногда жертвовали драгоценные ожерелья и кольца, которые добавляли в раскаленный металл для колокола. Вот и теперь в Пассау председатель церковного совета общины мог бросить в печь с раскаленным металлом ценные старинные монеты. Самый большой колокол отлит на по­жертвования города Регенсбурга – города — побратима Одессы. На литье других колоколов тоже нашлись спонсоры и друзья Одессы во всей Германии и в Америке.

Если новые колокола благополучно пере­несут доставку на Черное море и будут под­няты краном на колокольню, они впервые зазвучат на праздник Светлого Христова Вос­кресенья. Их перезвон сольется в одно единое со звоном колоколов соседнего православного кафедрального собора и возвестит над горо­дом: «Христос воскресе, воистину воскресе Христос!»

Клаус-Юрген Рёпке

Мюнхен