Новая жизнь в развалинах

В результате распада Советского Союза и основания независимой Украины изменилась и ситуация для этнических меньшинств – они обрели в том числе и свободу вероисповедания. 16 октября 1990 года в Одессе вновь была зарегистрирована Евангелическо-Лютеранская община. Уже следующим летом прихожане провели в руинах первые работы: были расчищены скопившиеся внутри здания завалы и заложены каменной кладкой оконные проемы нижнего яруса. Благодаря финансовой поддержке одесского производственного объединения «Одессхолодмаш» были приобретены тяжелые металлические двери для всех трех порталов. Эти первые ремонтные работы были направлены прежде всего на то, чтобы пресечь дальнейшие разрушения. С марта по октябрь 1991 года в наполовину разрушенной  церкви проводились богослужения под открытым небом.

Учрежденная в 1992 году Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины (НЕЛЦУ) должна была решить вопрос, требовать ли от государства возвращения ей сохранившихся объектов недвижимости, которые когда-то принадлежали бывшей одесской общине Святого Павла. Основанием служил соответствующий Указ президента Леонида Кравчука. Поэтому в 1992 году после согласования с Церковью Баварии суперинтендент Виктор Грефенштейн подал ходатайство о возвращении в собственность зданий разрушенной церкви и бывшей богадельни рядом с ней.

В период с 1993 по 1997 год разные городские и государственные органы власти, а также управление архитектуры и градостроительства Одесской областной государственной администрации выносили все новые постановления по поводу передаче общине руин кирхи здания богадельни. При этом содержание было однозначным: «С принятием в свою собственность памятника градостроительства и архитектуры здания Лютеранской церкви Святого Павла Лютеранская религиозная община г. Одессы принимает на себя ответственность за надлежащее использование здания, осуществление ремонтно-реставрационных работ как внутри помещений, так и фасадов памятника, а также ответственность за состояниеи благоустройство территории памятника в пределах его участка и охранной зоны». Иными словами: государство передавало руины кирхи и уже обветшавший жилой дом – бывшую богадельню, но не не участок, готорый оставался в муниципальной собственности. Оно передавало общине недвижимость не в качестве собственности – как могло бы показаться, а лишь в пользование. И при этом государство обязывало общину восстановить эти здания за собственные средства. Вот так по факту трактовался Указ президента, казавшийся столь любезным по отношению к церквям. Документы, связанные с согласованием и передачей зданий занимают в архивах НЕЛЦУ несколько папок!

В 1996-1997 годах городские власти наконец подтвердили передачу здания церкви и участка в пользование общины и предъявил договор о его аренде. Кроме того, он выразил надежду, что НЕЛЦУ, взявшая на себя ответственность за одесскую общину, возьмется за восстановление кирхи. Но приоритетом для НЕЛЦУ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Баварии, которая стала ее партнером, были ремонт и санация бывшей богадельни. В 2002 году состоялось освящение «Церковного центра Святого Павла», также сейчас известного, как Пасторский дом.

Первые размышления о восстановлении церкви Святого Павла

В том, что кирха должна быть восстановлена, в Одессе никогда ни у кого не было сомнений. В Баварии, однако, эту идею сочли нелепой: как маленькая община в будущем сможет использовать и содержат такой большой храм? Тем более, что следовало бы оказать финансовую поддержку скорее в области социальных и миссионерских проектов. С другой стороны, нужно было учесть особую ситуацию на месте. Неужели развалины церкви Святого Павла по соседству с новым православным кафедральным собором навсегда ознаменуют закат Евангелической веры в Одессе? И можно ли теперь, когда Украина устремляется в Европу отдать немецкое наследие просто под снос? И не станет ли именно возрожденная лютеранская кирха, которую нельзя будет не заметить, приглашением вернуться к вере, приглашением для людей, чьи души пострадали в период советской власти и которым теперь, в период дикого капитализма, грозит потеря душевного равновесия? Многие помнят восстановленные и отреставрированные Берлинский кафедральный собор и собор Святой Марии в Дрездене, а также возведенный заново храм Христа Спасителя в центре Москвы: очевидно, храмы в душевном мире людей имеют особое значение.

Все-таки к этому вопросу как в Одессе, так и в Мюнхене отнеслись с осторожностью; поэтому в 1993 году в инженерном бюро в г. Кобург сделали заказ на на проведение исследования состояния строительной конструкции. Там пришли к выводу, что восстановление сооружения «фактически возможно и экономически приемлемо».

Одновременно к этому проекту проявил интерес киевский институт «Укрпроектреставрация». Его сотрудники надеялись на получение в будущем денег из Германии. В Одессу прибыла представительница института и предъявила раскрашенные чертежи восстановления кирхи (в то время еще не началась эпоха компьютерной визуализации). Согласно  этим эскизам было намечено полностью восстановить внутреннее деревянное убранство в сфере неоготики, а на фасаде — даже мельчайшие неороманские арабески. Вопросы финансирования никто не затрагивал, так как выяснилось что необходимых средств у института нет, а городские власти не собирались вкладывать в этот проект.

В результате НЕЛЦУ и Баварская Церковь задумались над действительно новым решением. В 1994 году мюнхенский архитектор, дипломированный инженер предложил предварительный эскизный проект реставрации церкви св. Павла. В нем воплотились идеи весьма удачных реконструкций действительно больших церквей бывшей ГДР, а также реконструкции церкви Густава Адольфа в в Нюрнберге. Его предложение предусматривало деление внутреннего пространства церкви на две неравные части. В апсидие и в меньшей предалтарной части храма он предлагал устроить богослужебный зал, а в большей задней части — возвести здание в несколько этажей для размещения офисов, залов и даже квартир.

По крайней мере, в этой — с украинской точки зрения — смелой идее удалось заинтересовать Управление архитектуры и градостроительства Одесской областной государстенной администрации. В официальном реставрационном задании (ноябрь 1996 года) говорится о «частичном приспособлении под особые требования церкви» и дается соответствующее разъяснение: «Т. к. первоначальные внутренние конструкции здания и декоративное убранство полностью уничтожены, здание можно частично – до 50 % — приспособить под культурно-просветительский центр немецкой общины с размещением в нем Церковного управления». Кроме того, документ подтверждает, что здание находится в «остроаварийном состоянии» — это выражение вскоре вошло в обиход одесситов. Таким образом, открылись возможности для дальнейших планировок.

Главной проблемой, конечно, оставался вопрос финансирования. Строительство церкви Святого Павла в 1897 году обошлось примерно в 130 тысяч рублей. Технико-экономическое обоснование 2022 года исходило из сметной стоимости на сумму 3,5 миллионов евро. Спустя три года первая серьезная финансовая смета составляла уже 5,4 миллиона евро. Окончательный бюджет — с учетом роста цен — составил более 6,5 миллионов евро. Общие расходы распределяются примерно поровну на реставрацию церкви и на сооружение новой пристройки. При этом с самого начала было ясно, что субсидии со стороны немецки органов государственной власти можно будет использовать только в строительстве нового офисного здания, а финансирование работ по восстановлению церкви останется исключительно делом ЕЛЦ Баварии. Слава Богу, Церковь заблаговременно, «в лучшие времена», сделала накопления специально для этого проекта.

В поисках новой концепции

Для того, чтобы дальнейшие планировки имели серьезное основание, ЕЛЦ Баварии в начале 2001 года заказала известной консалтинговой фирме ”Fichtner Bauconsulting GmbH” в Штутгарте разработку разработку технико-экономического обоснования оплаченную Федеральным Министерством внутренних дел ФРГ. Предоставленное в 2002 году обоснование позволяло сделать вывод, что реконструкция руин церкви в виде совмещенного культурного, экономического и церковного центра представляет собой уникальный исторический шанс и его финансирование возможно, а проект устремлен в будущее.

В частности, в обосновании исследовались в первую очередь экономические и общественные типовые условия. При этом Одессе, как черноморской столице, предсказывалось большое будущее в качестве площадки между Востоком и Западом. Кроме того, в обосновании была описана роль немцев Одессы в былые времена и в настоящее время. При этом выяснилось, что сегодня — в отличии от прежних времен — деятельность немцев в областях культуры, образования, религии и экономики разбросана по всему городу. Подробные исследования на месте наглядно показали, что сосредоточение представительств в одном месте имело бы огромное преимущество для всех.

“Fichtner” предложили восстановить главную башню и центральный неф в качестве богослужебного и концертного зала, а после сноса аварий апсиды возвести на ее месте офисное здание с отдельными входами. Поскольку в ретроспективе технико-экономическое обоснование 2002 года проложидо путь весьма сложным дискуссиям, то уместно еще раз привести основной тезис: «Такой центр был бы многофункционален: он напрямую служит представителям немецкого меньшинства и помогает им вернуться к своим этническим корням. В нем в концентрированном виде, в оном центральном месте представлены немцы и их традиции в Одессе — городе, который всегда был многонациональным, мультикультурным и мультирелигиозным. Центр и его широкий спектр возможностей для встреч и повышения квалификации служит углублению немецко-украинских взаимоотношений, необходимых и важных с политической точки зрения. Тем самым он вносит свой вклад в намеченную в долгосрочном плане интеграцию Украины в новую Европу и , не в последнюю очередь, также способствует экуменическому взаимопониманию между протестантизмом и православием, к которому, с точки зрения Церкви следует стремиться».

В принципе, в основу этой концепции положена сугубо евангелическая идея. В протестантизме вера и культура, экономическая деятельность и образование всегда были неотделимы друг от друга. Здесь уместно вспомнить одни лишь последствия Реформации Лютера для системы школьного образования и культуры. Или экономический подъем во многих западных странах, ускорившийся благодаря протестантской трудовой этике. И инициативы милосердия в Германии XIX века с их последующим воздействием на развитие современного социального государства.

В 2004 году стало вырисовываться принципиальное одобрение концепции со стороны городских властей Одессы и органов охраны памятников, Баварского министерства социального развития, Федеральноых министерств внутренних и иностранных дел, уполномоченного Федерального правительства по вопросам переселенцев, посольства Германии в Киеве, а также Церковного управления НЕЛЦУ и ЕЛЦ Баварии.

Немецкий центр Св. Павла

После этого прорыва НЕЛЦУ и ЕЛЦ Баварии в 2004 году поручили научно-производственному центру «Экострой» разработку эскизного, а затем и рабочего проекта и осуществление авторского надзора над всеми реставрационно-реконструкционными работами (т. е. функции генерального подрядчика). Этим центром руководил Владимир Геннадьевич Суханов — заслуженный строитель Украины, действительный член Академии строительства Украины и Инженерной академии Украины. За осуществление многочисленных проектов он уже заслужил в Одессе высшее призвание. Главным архитектором был избран Александр Голованов — также одессит.

Договор об осуществлении менеджмента был подписан с немецкой фирмой ”o.l.t consult GmbH”, на протяжении многих лет успешно занимавшейся своей деятельностью в Украине. Руководителем проекта стал ее сотрудник Торстен Освальд. Он уже руководил реконструкцией киевской церкви Святой Екатерины, освящение которой состоялось в 2000 году. Управление строительством находилось в руках Алексея Викторовича Панченко — директора церковной строительной фирмы “Kirchenbau”.

Предоставленный фирмой «Экострой» эскизный проект в течении 2005 года был одобрен разными органами власти в Одессе и Киеве. Управление НЕЛЦУ и соответствующие органы Баварской Церкви также одобрили этот проект. Важное значение при этом имела протокольная запись начальника управления архитектуры и градостроительства Одесского горсовета от 10 февраля 2005 года, в которой говорится: «Проект предусматривает на месте аварийного, не подлежащего восстановлению фрагмента здания кирхи — апсиды — современного здания, в котором будет размещен Национальный немецкий культурно-религиозный центр. Пристраиваемое здание запроектировано как продолжение как продолжение основного (кирхи) с органичным вплетением оригинальных мотивов кирхи и нового звучания». Это, может быть, и чрезмерно обстоятельное описание, но конкретно оно означает: апсиду можно и нужно снести. На ее месте построят современную секцию офисного здания с культурным центром, который не будет помещением церковного характера. А по поводу сплетения старых и новых элементов в наружном оформлении всего комплекса возражений нет.

На основании эскизного проекта архитектор и проектная организация составили подробные планы восстановления кирхи в качестве многофункционального культурно-религиозного Центра. По своей общей структуре, Центр снаружи визуально разделен на две части. Намечено было восстановить только переднюю часть бывшего нефа и разместить в ней зал для богослужений и концертов меньших, чем прежде, размеров. План нового строения с отдельными входами предусматривает конструкцию в два этажа с полноценным полуподвальным этажом и крышей-терассой общей площадью 2400 кв. м. Для размещения офисов, частично предусмотренных для сдачи в аренду. В мае 2007 года подробные планы были предоставлены на согласование в органы государственного контроля в Киеве, куда соответствующие министерства пригласили представителей сторон. После этого восстановлению церкви Святого Павла в качестве Немецкого Центра Святого Павла уже ничего не препятствовало.

Чудеса Святого Павла

4 октября 2005 года состоялось официальное открытие строительной площадки. По этому случаю собрались многочисленные представители общественности, представители дружественных христианских Церквей, все прихожане и множество любопытных одесситов. Из Мюнхена приехал епископ ЕЛЦ Баварии, а из Киева — посол Германии. Одесская пресса ликовала: «Наконец-то! Одесскую кирху восстанавливают! И это не шутка!»

На самом же деле в тот день начались лишь предварительные работы, что на языке проектировщиков означало «устранение аварийного состояния» — понятия, правда, весьма растяжимого. Ссылаясь на него, можно было снести старую апсиду, провести демонтаж старых стальных конструкций внутри руин и, прежде всего, обнажить ограждающие конструкции с внешней и с внутренней стороны для усиления и стабилизации фундаментов буро-инъекционными сваями. Эти весьма дорогостоящие мероприятия стали необходимы из-за структуры почвы и нанесенного зданию в течении предыдущих десятилетий ущерба. Поскольку главная башня тоже оказалась подвержена опасности, в ней, в целях стабилизации началась установка лестницы. Во избежание дальнейших разрушений в ограждающих конструкциях начались работы по устранению трещин, толщиной, зачастую в руку, а затем стены были «обвязаны» по верхнему «поясу» железобетонным кольцом. Внутри же здания можно было начать сооружение стальных конструкций  для хоров и фермы стропильной конструкции кровли. Все это, в конечном счете, послужило сохранению останков церкви.

Одновременно шли работы по проектированию нового строения. И, как в случае с любым новым строением, нужно было учесть множество факторов: инженерное  оборудование здания, отопление и кондиционирование помещений, противопожарную защиту и поиск удобных для людей с инвалидностью вариантов обустройства помещений, и соответствующие согласования с различными городскими и государственными органами, а также будущими эксплуатантами.

Проектирование, согласование и реализация таких крупных проектов даже в самой Германии не проходит без регулярных бюрократических «сюрпризов».  Для достижения цели повсюду в мире требуется умение вести переговоры и огромное терпение. Ситуация в Украине, конечно, намного сложнее. Помимо другого законодательства и отличий в соблюдении распоряжений и предписаний, существует разница в менталитете, в подходе к к организации планирования и производственных процессов, в самом ходе принятия решений. Застройщику в данном случае повезло, что в лице Владимира Суханова нашелся признанный в Одессе генеральный подрядчик, а в лице Александра Чукриенко, уполномоченного НЕЛЦУ по строительным работам — также и умелый поверенный на месте. Поскольку отдельные детали инженерно-технического оснащения и, кроме того, орган и колокола нужно было привезти в Украину из Германии, потребовались большие затраты времени на переговоры с одесской таможней. Этим скрупулезно и с упорством занимался управляющий делами канцелярии НЕЛЦУ Юрий Байдельшпахер.

В ходя строительных работ, естественно возникали сложные вопросы, которые нужно было решать. Так, например, соединение нового строения со старым зданием поставило перед планировщиками и специалистами по статике большие требования. Гораздо сложнее, чем ожидалось, оказалась и реставрация церковного фасада. Мест, требовавших всего лишь шлифовки было очень мало. Во многих местах нужно было заменить отдельные камни, колонны и капители. Встречались также большие участки, которые необходимо было заложить совсем другой кладкой — особенно там, где нужно было устранить глубокие трещины в стенах и в местах, где в 1976 году в результате вырывающихся языков пламени были уничтожены оконные арки из кирпича. Временами стройплощадка напоминала немецкий средневековый «цех каменотесов и строителей соборов», в котором мастера-строители долдны были зарекомендовать себя как каменотесы.

Особый подход требовался, конечно, при оформлении нового церковного помещения. После сноса апсиды и укорачивания на два ряда окон он стал напоминать прямоугольник (шириной 18,5 м и длиной 21 м). Плоское перекрытие было установлено на высоте 13,5 м. Сплошная светлая окраска и проникающий через высокие витражи свет делают помещение светлым и уютным, так что оно уже ничем не похоже на прежний, темный от дубовых скамей церковный неф. По своей структуре пространство обновленной церкви Святого Павла скорее напоминает зал франконской маркграфской церкви.

Прихожане пожелали иметь традиционное внутреннее оформление, включающее в себя проход посередине, ровные ряды скамей и слегка возвышенный алтарь. При этом свои акценты художник должен был расставить так, чтобы они были приемлемы не только для прихожан, но и для православного окружения. Заказ на художественное оформление больших окон и всего внутреннего пространства, включая заднюю стену алтаря получил церковный художник Тобиас Каммерер из города Ротвайль в Вюртемберге. За свои работы в многочисленных храмах Божьих и общественных заведениях Германии этот молодой художник уже заслужил высокое признание. В Украине он уже в 2000 году выполнил работы в церкви Святой Екатерины в Киеве, а в 2002 году в Церковном центре Святого Павла в Одессе.

При художественном оформлении большого церковного пространства обновленной кирхи Тобиас Каммерер в ярких красках расставил акценты при росписи потолка (голубой/синий) и задней стены алтаря (красный/золотистый), а также при изготовлении витражей (желтый/красный). При оформлении задней стены алтаря он включил в композицию три большие традиционные скульптуры, полученные лютеранской церковью Святого Павла от римско-католической епархии Регенсбурга. Речь идет о Распятии в стиле барокко из католической общины села Венценбах близ Регенсбурга и о фигурах апостолов Петра и Павла в стиле позднего барокко из епархиального музея.

Почетное место в отреставрированной кирхе приобрела также икона Богоматери Марии с Младенцем Христом, подаренна общине несколько лет назад. Здесь в Одессе, где издавна сосуществуют православие и лютеранство, это желание дарителя можно понять. Вместе с переливающимся серебристым цветом подсвечником, изготовленным по проекту Тобиаса Каммерера, эта икона — справа от главного входа — приглашает к уединению и молитве.

Престол, крестильная купель и кафедра обновленной церкви Святого Павла  также изготовлены по проектам художника — из обтесанных и отшлифованных камней снесенной апсиды. Таким образом эти «святые места» внутри храма по своему составу и структуре точно соответствуют фасаду снаружи. Напрестольные подсвечники, чаши и кувшин для Крещения, а также новое напрестольное  Распятие также сделаны по его проектам. При этом в напрестольном Распятии от использовал старое, пожелтевшее изображение изображение Христа, найденное при реконструкции в строительном мусоре.

Раньше на главной башне церкви Святого Павла висело три колокола и прихожане пожелали, чтобы на восстановленной лютеранской церкви в центре Одессы опять зазвучали колокола. Многие из них жертвовали на это деньги , а также украшения из золота и серебра. Щедрые спонсоры нашлись также в Германии и США; средства на самый большой колокол собрали в Регенсбурге — городе-побратиме Одессы. И тогда на известном колокольном заводе «Пернер» в г. Пассау были отлиты четыре бронзовых колокола. Их назвали именем Христа, Павла, Петра и Девы Марии. Впредь звон новых колоколов церкви Святого Павла будет сливаться с перезвоном колоколов соседнего православного собора и разноситься над Одессой, возвещая во всеуслышание о том, что наступила новая эра, когда можно опять открыто возвещать о христианской вере.

Одесса — город музыкальный, а консерватория расположена непосредственно напротив Церкви Святого Павла. Поэтому неудивительно, что с самого начала и в общине, и в самом городе мечтали об органе. Ведь, как-никак, лютеранская церковь во всем мире слывет поющей и музицирующей.  А в православной среде, не использующей орган, он считается захватывающей особенностью церквей Запада. Община лютеранской церкви Святого Креста в Нюрнберге, которой пришлось навсегда закрыть один из своих храмов, согласилась предоставить свой инструмент церкви Святого Павла в Одессе. Этот орган с двумя мануалами имеет 27 регистров и был произведен известной органостроительной фирмой «Штайнмайер» в Баварии.

6 июня 2009 года на стройплощадке вдруг появился кран. В присутствии многих прихожан и изумленных прохожих произошло освящение нового позолоченного креста и установка его на башне колокольни. Этот крест также был изготовлен на средства спонсоров из Мюнхена. Как, впрочем, и все внутренне убранство было приобретено из собственных пожертвований и субсидий — от Фонда Густава Адольфа и Союза Мартина Лютера (двух больших организаций, поддерживающих лютеранские меньшинства за границей), баварского Общества Мартина Лютера, партнерской общины в г. Регенсбург и Немецкого национального комитета Всемирной Лютеранской Федерации. Хорошо сохранившиеся церковные скамьи подарены общиной Святого Ульриха в Аугсбурге. Средства на изготовление витражей поступили из Фонда кльтуры МИД ФРГ. Поэтому «Немецкий центр Святого Павла» представт перед нами как совместное произведение  немцев и украинцев, одесситов и друзей этого города на Черном море, специалистов и прихожан, чиновников украиснких орагнов власти и министерств Германии, сторонников охраны памятников старины и ремесленников, богословов и художников.

Возрождение лютеранской Церкви Святого Павла в Одессе спустя два десятилетия после после обретения Украиной независимости можно рассматривать как чудо. Старший церковный советник Михаэль Мартин, ответственный со стороны ЕЛЦ Баварии, годами неустанно агитировал за этот проект девизом: «Непосильное  вере под силу!» В своем призыве к поддержке проекта он оценил роль «Немецкого центра Святого Павла» как немецко-украинского культурно-общественного центра на пути в новую Европу. Он является «точкой кристаллизации возрожденной лютеранской жизни в Южной Украине и символом веры в современном обществе, большей частью уже не являющегося христианским».

Немного проще это сформулировали под сенью церкви Святого Павла, когда под завалами колокольни нашли маленькую фигурку Христа. Тогда кто-то в общине сказал: «Это чудо! Сам Спаситель уберег нашу кирху, несмотря на все бури прошлого столетия, чтобы мы могли опять восстановить ее».