Немецкая церковная архитектура на Черном море
Первая лютеранская церковь на территории современной Одесской области была построена не в самом городе, а в близлежащей немецкой колонии Гросс-Либенталь (сейчас Великодолинское). Переселившиеся сюда из Вюртемберга немцы возвели ее, а также дом для лютеранского пастора в 1806 году. Немцам в городе это, разумеется не очень понравилось. Но они ничего не могли поделать, так как лишь в 1821 году город выделил им свободный участок земли для сооружения собственной церкви – а именно в районе верхней немецкой колонии, именуемом Херсонский участок. 28 апреля 1824 года состоялась закладка фундамента. Разработку проекта и руководство строительными работами церковный совет поручил архитектору Францу Карловичу Боффо.
Франц Карлович Боффо (1786-1867) переселился в Одессу с острова Сардиния незадолго до этого в 1822 году. Лютеранская церковь была для него первым большим заказом на строительство в Одессе. Но за четыре последующих десятилетия этот архитектор оказал огромное влияние на архитектурный облик быстро развивающегося города на Черном Море. Многие сохранившиеся шедевры архитектуры до сих пор украшают улицы и площади Одессы – великолепный Воронцовский дворец и дворец боярыни Нарышкиной, в котором сегодня находится картинная галерея, а также бывший дворец Толстого, сегодняшний Дом ученых, и первая торговая биржа, в которой сегодня размещаются городской совет и администрация. Знаменитая Потемкинская лестница тоже спроектирована Францем Карловичем Боффо.
Но, как говорится: первый блин комом – Боффо с церковью не повезло. 7 июня 1824 года наполовину завершенная колокольня и 10 колонн фасадной стороны рухнули в главный неф церкви и разрушили его. В хронике по этому поводу было кратко отмечено: «Архитектор слишком мало заботился о стройке» Церковный совет нашел новых ответственных зодчих, и 9 октября 1827 года состоялось освящение первого в городе лютеранского храма. Здание было довольно простой архитектуры, в классическом стиле с небольшой башенкой над алтарной частью. Однако колонны, обрамляющие портал, придавали ему величественный вид. В 1830 году в хронике этот храм был охарактеризован как «незавершенный». В 1838 году после сильного землетрясения в стенах апсиды образовались трещины, а в 1847 году стены нефа и большую арку перед апсидой пришлось скрепить железными лентами. С двумя небольшими органами у общины у общины тоже были явные неприятности – в отличии от четырех маленьких чугунных печей, с 1839 года хорошо обогревавших церковь в холодное время.
В 1893 году церковный совет принял решение о капитальной реконструкции церкви Святого Павла. «ибо оно серьезно обветшало, требовало ремонта и уже не вмещало всех прихожан». Как-никак в Одессе к тому времени проживало около 10 000 немцев-лютеран. В конкурсе приняли участие проекты четырех архитекторов. Лучшим был признан проект немецкого архитектора Германа К. Шойрембрандта, подпись которого хорошо видна на сохранившейся грамоте о закладке фундамента.
Шойрембрандт родился в 1856 году в Штутгарте и обучался архитектуре во Франции, Италии и Швейцарии. В 1881 году он был приглашен в Санкт-Петербург, где выполнял заказы князей Барятинского, Щербатова и Гагарина, а также осуществлял внутреннее оформление дворцов разных великокняжеских членов царской семьи. После начала Первой мировой войны, начиная с 1914 года он являлся главным архитектором Берлина, но до этого на протяжении нескольких десятилетий работал в Одессе. Его строения до сих пор придают городу европейский вид. По его проектам построены такие роскошно отделанные сооружения как дворец Лерхе на Приморском бульваре, дом князя Гагарина на Екатерининской площади и второе здание Дома ученых в бывшем дворце Толстого. Сам он жил на краю Городского сада в своем особняке.
Реконструкция, проведенная в 1895-1897 годах оказалась скорее строительством новой кирхи. В то время, как здание старой кирхи было построено в строгом классическом стиле, Шойрембрандт использовал в новой церкви черты готического и романского стилей. Примером ему послужили храмы в Германии в неороманском стиле, в которых воплощены позднего рейнского романского стиля. По своему плану и, прежде всего, по сильно развитой глубокой апсиде здание имело и готические черты. Несущие стены новой кирхи были возведены из камня-известнякаиз Касперовского месторождения; горизонтальные ряды из красного кирпича и сложенные из того же кирпича арочные проемы на окнами выполняли в мягком ракушечнике стабилизирующую функцию и одновременно служили украшением фасада. Фасад пятиярусной главной башни колокольни Шойрембранд украсил особо красивой архитектурной композицией и богатым декором. По своей высоте (почти 50 метров) колокольня в те времена была самой высокой башней города. Ее вершину украшал тяжелый каменный крест. Для кровли специально из Марселя была завезена черепица трех различных красных оттенков. Слева и справа от апсиды также возвышались башни, так что величественное здание новой церкви Святого Павла достойно вписалось в архитектурный ансамбль Одессы.
01 ноября 1897 года состоялось освящение новой церкви Святого Павла. Внушительному внешнему облику соответствовала и внутренняя отделка кирхи. Благодаря щедрым пожертвованиям оказалось возможным приобрести три колокола и витражи. Новый орган был поставлен известной фирмой «Е. Ф. Валькер» из города Людвигсбург в Вюртемберге. Сохранились лишь две фотографии, сделанные во внутреннем помещении кирхи. Одна – в 1927 году, когда отмечали 100-летие церкви Святого Павла. На ней видно темное помещение в праздничном оформлении с тяжелыми дубовыми скамьями, массивными деревянными хорами и мощной кафедрой, и центральный проход, устремленный к роскошному алтарю в апсиде. Великолепную деревянную конструкцию хоров и потолка наглядно демонстрирует рисунок углем, сделанный одесским художником Юрием Клименко в 1974 году, подаренный его вдовой церкви Святого Павла и находящийся в ней. Отделка в стиле эклектизма и пышное оформление полностью соответствовали той манере, в которой в те десятилетия возводили новые церкви лютеране в городах Германии.
В советский период весь инвентарь церкви Святого Павла был скрупулезно описан, затем конфискован и вывезен. Эти перечни, сделанные в 1921-22 годах, дают хорошее представление о богатом убранстве церкви. В них указаны дубовые скамьи, венские стулья, газовые и керосиновые лампы, канделябры, вешалки, дубовый алтарь с металлическим распятием, напрестольная Библия в драгоценном серебряном переплете, чаши-потиры, дискос и дарохранительница (все — из серебра), мраморная купель, зеркала, часы и даже принадлежавший общине катафалк. Далее в перечне, наряду с колоколами и органом, указаны фисгармония, ковры, коврики и дорожки, шкафы и полки с книгами.
В целом и само здание и внутренне убранство церкви свидетельствуют о чувстве собственного достоинства и благосостояния немцев Одессы в период до Первой мировой войны. Вскоре, одесситы привязались сердцем к церкви и гордо называли ее «наша кирха». Даже царь Николай ІІ в далеком Санкт-Петербурге высоко оценил творение архитектора и 29 сентября 1902 года наградил Германа Шойрембрандта орденом Святого Станислава 3-й степени «за сооружение в 1895-1897 годах евангелическо-лютеранской церкви Святого Павла в Одессе».
Осквернение и разрушение памятника архитектуры
После Октябрьской революции и окончательной победы большевиков советская антирелигиозная политика стала проявляться и в Украине. Многие храмы всех конфессий были закрыты, использованы не по назначению или разрушены. В 1837 году был взорван православный кафедральный собор Одессы. Церковь Святого Павла, находившаяся всего в нескольких сотнях метров от него, избежала той же участи, но богослужения в ней проводить запрещалось. В период румынской-немецкой оккупации 1941-1944 годов здесь, правда, возобновились богослужения, однако после Второй мировой войны судьба кирхи была предрешена.
Вначале здание использовали в качестве телецентра, позднее все что можно было снять было украдено. Здание на глазах разрушалось. Поскольку никто не знал, как использовать такое большое здание, его в 1957 году передали на баланс соседнего Института связи. Церковь разрешили использовать в качестве спортивного зала и провести в ней соответствующую перестройку.
К тому времени еще сохранились многие детали внутреннего убранства церкви. Однако предпринятые институтом шаги привели к постепенному разрушению этого великолепного памятника культуры. Апсиду отделили от главного объема церкви стеной, а на том месте, где раньше находился алтарь, были устроны туалеты и душевые. На хорах было установлено оборудование для занятия велосипедным спортом, борьбой и гимнастикой. В результате в несущих конструкциях храма появились глубокие трещины. Юрий Петрович Шеффер, впоследствии решительно выступавший за восстановление церкви, сказал: «Из-за неграмотной эксплуатации здания без поддерживающего ремонта возникла течь в водопроводе и канализации. С годами проблема усугубилась за счет неотрегулированного стока дождевой воды. К тому же рядом с апсидой была построена прачечная и вырыта водосточная яма. Все это вызвало прогрессирующую дестабилизацию всего здания. Произошли неравномерная осадка фундаментов продольных стен и башен сооружения и появление трещин толщиной в руку в несущих и ограждающих конструкциях». Все это очевидно было нацелено на то, чтобы ускорить разрушение церкви, а затем снести ее, чтобы построить на этом месте еще одно общежитие для студентов.
Однако об этих планах стало известно широкой общественности и в 1965-1966 годах разгорелась ожесточенна борьба за сохранение церкви Святого Павла. Не только Государственная служба охраны культурного наследия Украины, но и ведущие представители интеллигенции Одессы и студенты различных ВУЗов выразили свой протест против сноса кирхи. Благодаря их энергичному противодействию удалось отменить уже намеченный взрыв здания храма. В 1971 году областной Союз архитекторов стал ходатайствовать об отнесении церкви Святого Павла в категорию памятников архитектуры и его сохранении (это произошло только в 1979 году). А между тем в Одессе шли систематические ремонтно-реставрационные работы с тем, чтобы использовать кирху в качестве органного и концертного зала. Когда эта цель была уже почти достигнута пожар ночью 9 мая 1976 года почти уничтожил храм. До сих пор в городе не утихают слухи о злонамеренном поджоге. Лишь в 1987 году работы по возобновлению здания возобновились. Собранных средств хватило лишь на проведение противоаварийных мер в руинах. На этом восстановление кирхи прекратилось. Началась агония советской власти. Вскоре в соседних с нефом помещениях начали ночевать бездомные, а молодежь встречалась здесь чтобы выпить. Иногда в ужасающую пустоту церковного нефа, в котором земля заросла густыми кустами, сверху обрушивался кусок стены. От старой немецкой церкви Святого Павла в Одессе остались лишь развалины, грозящие обвалом.