История общины Святого Павла. Часть 1.
Следы немецкой культуры в черноморском регионе уходят в начало XIX столетия. В результате заключения мира с Турцией в 1774-1775 годах и по условиям Ясского договора 1792 года к Российской империи на юге отошли обширные, но почти не заселенные земли. После 1800 года царь Александр I приложил немало усилий для того, чтобы провести колонизацию «Новороссии» — как тогда называли побережье Черного моря, заселив эти земли ремесленниками и крестьянами, прежде всего из Германии. Речь при этом шла о целевой и планомерно осуществляемой политике привлечения поселенцев и их расселения.
Трудные пути странствии в черноморском регионе
Такая эмиграция немцев в первой половине XIX века стала составной частью масштабного передвижения населения, которое было обусловлено многими причинами и привело немцев как на просторы России, так и в Северную Америку н Бразилию. Эти причины заключались не только в экономических проблемах, но и действиях властей, воспринимавшихся как несправедливые, а также в господствующем рационализме Евангелической Церкви. Все это привело к тому, что множество людей, в первую очередь из Южной и Юго-Восточной Германии, решили искать счастья на чужбине. А вербовщики русского царя заманивали их привилегиями — неограниченным предложением земель и освобождением от налогов, освобождением от воинской службы «навсегда», обещанием преподавания в школах на немецком языке и обеспечения полной свободы вероисповедания. В особой степени это побудило эмигрировать многих пиетистов из Вюртемберга.
Эмигранты выбирали для себя различные пути. Некоторые семейные объединения из Гессена добирались по Балтийскому морю и через Санкт-Петербург — на юг к Азовскому морю. Другие группы из Гессена и Южной Германии на конных упряжках через Польшу двигались на Волынь и дальше в черноморский регион. Многие выходцы из Вюртемберга садились на борт суден в Ульме. После 1803 года они десятью партиями в так называемых «ульмских коробках» (иначе говоря — на речных пароходах) отправлялись в путь вниз по Дунаю. Подобное путешествие в среднем продолжалось 85 дней и приводило к месту впадения реки в Черное море; оттуда до Одессы нужно было добираться уже сухопутными дорогами. После того, как в 1812 году Бессарабия, расположенная к западу от Одессы, вошла в состав России, началась новая волна эмиграции немецких крестьян из Пруссии и Польши. Всего же в районе Одессы насчитывали 500 поселений, в Бессарабии — 150, в районе Николаева — около 40, а в Крыму — около 30.
Переселение было связано с неимоверными трудностями. Чтобы сухопутным путем добраться через Польшу, требовалось два лета. На Дунае и во время переходов через пустынные степи Новороссии гибло много женщин и детей. В карантинном пункте в Измаиле около устья Дуная умирала шестая часть всех эмигрантов, причем незадолго до достижения цели. На землях, которые были отведены колонистам, нужно было сначала построить землянки для людей и животных. Большие неприятности переселенцам доставляли неурожай и эпизоотии, так же как и недостаток продуктов питания и качественной воды. Понадобились годы, прежде чем колонисты смогли построить дома и хлева, сараи, разбить сады, наладить сельскохозяйственное производство и заняться виноделием.
Названия, которые переселенцы давали своим новым деревням, свидетельствуют о происхождении новых жителей России. Выходцы из Вюртемберга, которые составляли основную часть колонистов в первые годы и обосновались прежде всего в районе Одессы, прибывали из Штутгарта — таким было название одного из и поселений, а также из Каннштатта, Ройтлингена, Тюбингена, Швибердипгена, Штюмпфельбаха, Дурлаха, Вильдберга, Корба и других неисчислимых мест, как в этом можно убедиться, познакомившись с хрониками одесской общины. Много семенных объединений прибыло также из Гессена.
Важным источником сведений о происхождении переселенцев являются в первую очередь сохранившиеся перечни их фамилий, — они приезжали из окрестностей Касселя, из Нижнего Эльзаса и очень часто из Вюртемберга и Пфальца: семейство Церрс из Невайлера в Эльзасе, семейство Дёррс из Оффенбаха, семьи Бойтельшлахеров, Баумгертнеров, Герингов Лёффлеров, Шехтерле, Шауффдеров и Пфанцлеров из Швабии.
Пунктом назначения и «входными воротами» в Новороссию для большинства переселенцев была Одесса, где, начиная с 1803 года, герцог Эммануэль дю Плесси де Ришелье был комендантом, а с 1805 года — генерал-губернатором Новороссии. Размещение новых жителей он объявил делом своей чести и заботился о том что6ы оно происходило в соответствии с планом. Таким образом, в последующие годы в одесском регионе после колонии Гросслибенталь рядом с самим городом возникли районы Глюксталь и Хоффнуигсталь, округ Кучурган и округ Березань. Каждый район или округ включал в себя большое число деревень, в которых колонисты располагались обособленно в зависимости от вероисповедания. Позднее на основе «материнских» колоний стали создаваться «дочерние» колонии. В большинстве селений придерживались евангелического вероисповедания, в целом ряде деревень — римско-католического. Позднее здесь в отдельных местах поселились меннониты. И в большинстве селении здание школы, а вскоре и церковь представляли собой центр жизни поселенцев.
Колыбелью церковной жизни в одесском регионе стал основанный в 1804 году в непосредственной близости от Одессы Гросслибенталь (сегодня — Великодолинское), вокруг которого расположились евангелические деревни Люстдорф (сегодня Черноморка, район города Одесса), Александерхильф (сегодня — Доброалександровка), Нойбург (сегодня – Новоградовка, Петерсталь (сегодня — Петродолинское), Фройденталь (сегодня – Николаевское) и Францфельд (сегодня — Надлиматлое). Здесь, в Гросслибентале — а не в Одессе — в 1806 году были построены первая церковь и дом священника. В том же Гросслибентале пребывал и первый лютеранский священнослужитель, которого в 1803-1804 годах по просьбе Ришелье царь Александр І направил в Новороссию.
Трудные первые шаги церковной жизни в Одессе
Одесса — это молодой город. Он был основан в 1794 году в соответствии с указом царицы Екатерины Великой, его проект был разработан голландцем Францем де Воланом, построен он был испанцем Хосе де Рибасом, а к первому расцвету его привел французский герцог Ришелье.
И с самого начала Одесса стала многонациональным городом. Не только голландцы и французы, но и греки, болгары, итальянцы последовали призыву царя переселиться на юг России. Особой притягательной силой торговый город у моря обладал для евреев, на который — в отличие от других мест в царской империи — не распространялся запрет на поселение. В середине XIX столетия доля евреев в населении Одессы составляла более 30 процентов. В толковом словаре Майера издания 1848 года говорилось: «Смешение языков велико во всей России, но в Одессе, для заселения которой на помощь призывали Европу и Азию, оно (смешение языков) достигло настолько высокой вершины, что его впору назвать вавилонским». Таким образом, представители многих наций, работая строителями, купцами, архитекторами и ремесленниками, внесли свой вклад в стремительный взлет Одессы и в ее превращение в «жемчужину Черного моря».
Когда первые партии выходцев из Южной Германии в 1803 году прибыли в Одессу, многие переселенцы остались в городе. Благодаря этому уже в начале 1804 года в Одессе работал 51 немецкий ремесленник, было представлено 17 ремесел. В течение короткого времени развитие получили практически все ремесленные отрасли — в городе работали немецкие кузнецы и столяры, садовники, пекари, печатники и обойщики. Они в значительной мере способствовали развитию города. Например, когда во дворце Ришелье обнаружился недостаток столов и стульев, столяры из немецкого предместья сумели быстро оказать необходимую помощь.
В 1805 году в Одессе насчитывалось уже три тысячи немцев. Эти переселенцы были распределены по различным районам города. В южной части города поблизости от моря обосновались фермеры и садовники; свое поселение они назвали Люстдорфом. В отличие от них ремесленники отдали предпочтение верхней части городу где основали так называемую «колонию ремесленников», которая располагалась за теперешней церковью св. Павла. До 40-х годов XIX века эта «колония ремесленников» просуществовала в качестве самостоятельного социального образования, будучи наделенной определенными правами самоуправления. Район вокруг ул. Новосельского с лютеранской церковью и ул. Херсонской с построенной позднее реформатской церковью считался немецким кварталом. На некоторых маленьких улицах даже сегодня можно обнаружить скромные жилые дома с въездными воротами, где когда-то на первом этаже находилась мастерская ремесленника, а выше располагались жилые помещения. Работы из кованого железа напоминают искусство ремесленников эпохи «грюндерства», роскошные трехэтажные строения, многие из которых сегодня пришли в упадок, заставляют задуматься над благосостоянием немцев в конце XIX века.
Сельские хозяева из Люстдорфа и ремесленники из «верхней колонии» составили основу первой евангелической церковной общины в городе. Предполагается, что этот приход быт создан 3 декабря 1803 года, когда царь Александр І назначил Кристиана Генриха Пферсдорффа первым лютеранским священником в Новороссии. Разумеется, что Пферсдорфф прибыл в Одессу несколько позднее, а именно 10 марта следующего года. Он происходил из Тюрингии, изучал теологию в Лейпциге и Галле, а в 1803 году был посвящен в сан в Санкт-Петербурге.
Как считается, первая евангелическая церковная служба в Одессе состоялась в квартире семьи Оттерштеттер на ул. Садовой в центре города. Тем фактом, что Пферсдорфф в 1806 году переехал в только что построенный дом священника и Гросслибентале, одесситы, конечно, были недовольны. Будучи единственным духовным пастырем всех колоний в районе Одессы, он лишь изредка приезжал в город, чтобы совершить богослужение. Причастием или конфирмацию. В хронике отмечается, что члены одесской общины часто просили католического священника совершить крестины новорожденных по евангелическому обряду и похоронить умерших по церковному обряду.
Конфессиональные противоречия в эти начальные времена на практике играли такую же незначительную роль, что и различия внутри протестантской общины. Городской приход рассматривал себя как евангелическую общину, в которой лютеране и верующие реформатской Церкви, немцы, голландцы и французы мирно уживались; там даже крестили детей родителей, исповедующих англиканскую веру. Это положение сохранялось не всегда. Однако на протяжении многих лет пастор совершал обряд Причастия для каждого так, как тот привык это делать еще дома, — лютеранам, стоявшим на коленях, он подавал просфору, а верующим реформатской Церкви, которые не становились на колени, — хлеб. Рационалистическую литургию из далекого Санкт-Петербурга в новых приходах Южной России вообще не стали вводить. Церковную службу проводили скромно, согласно принятым в Вюртемберге обычаям, а песнопения исполнялись по привезенным с родины сборникам песнопений.
Наконец, 19 мая 1811 года правительство назначило нового священника для «Одесской колониальной общины». В том же году была официально основана община, которая с 1827 года стала носить имя апостола Павла. Карл Аугуст Бёттигер (1779-1848) был уроженцем местечка Обервизенталь в Саксонии, он изучал теологию и юриспруденцию в Лейпциге и работал в Одессе (с некоторыми перерывами) до 1828 года. После введения должности постоянного священника церковная жизнь в городе действительно пережила свой первый расцвет. Однако уже всего лишь через три года Бёттигер покинул Одессу и переехал в Москву. Там он завоевал признание в качестве домашнего учителя в дворянских семьях и, будучи «светским человеком», вращался в высших кругах общества. Как он говорил, община была не в состоянии оплачивать его услуги. Так что городские евангелисты опять осиротели, им пришлось снова обращаться к помощи католического священника и верного Пферсдорффа, который начал наезжать в город из Гросслибенталя для совершения Причастия. Ситуацию с церковной жизнью в Одессе и на всем Юте хроника 1815 года охарактеризовала как «весьма печальную».
Когда в 1818 году царь Александр І посетил Новороссию и особенно любимую им Одессу, ему быстро стало понятно, что живущие в городе немцы остро нуждаются в собственной церкви и прежде всего — в деятельном духовном пастыре. Выбор правительства снова пал на Бёттигера, а он — если верить историческим записям, — потребовал солидной компенсации за расставание с шикарной Москвой и за возвращение в Одессу, где нужно было весьма интенсивно работать. Чтобы на длительный период стабилизировать церковную жизнь на юге империи, правительство назначило Бёттигера вскоре после его возвращения в октябре 1818 года первым суперинтендентом (епископом) Новороссии.
Складывается впечатление, что Бёттитер теперь был полон решимости энергично взяться за дело. В частности, он установил контакты с миссионерским училищем в Базеле, чтобы успешно заключать соглашения по поводу обучения и использования священников в колониальных приходах. В лице бывшего директора театра, а впоследствии московского купца Иоганна Амброзиуса Розенштрауха он приобрел верующего и участливого соратника. Община настолько высоко ценила его как проповедника и духовного пастыря, что Беттигеру вновь — по неизвестным нам мотивам — удалось скрыться в Санкт-Петербурге на целый год.
С самого начала для переселенцев приоритетное значение имело сооружение школ. После многочисленных напрасных попыток и ударов судьбы благодаря энергичным усилиям Бёттигера в 1825 году в Одессе удалось наконец основать церковную школу. В лице Карла Фридриха Вильгельма Флетнитцера был найден энергичный преподаватель. В 1826 году Бёттингер открыл первый учебный курс для «пономарей», где молодые люди деревень проходили обучение для работы предикатами, учителями религии, канторами и органистами. Чтобы найти разрешение многочисленных экономических и социальных проблем в деревнях, энергичный суперинтендент даже выдвинул идею создания сельских сельскохозяйственных школ, однако эту идею правительство, разумеется, не поддержало. Наконец, он принялся за работу над новым, единым сборником псалмов. В его состав входило 1092 песни. Однако во многих случаях тексты получались настолько искаженными, что члены общин предпочитали брать в руки свои старые сборники псалмов.
На протяжении двух десятилетий община была вынуждена для проведения богослужения собираться в частных помещениях, а позднее — в молитвенном зале. Однако в конце концов план создания собственной церкви получил импульс для развития. Городские власти предоставили общине место в «верхней колонии», после чего церковный совет дал заказ архитектору Францу Карловичу Боффо разработать проект для сооружения первой лютеранской церкви в городе. Закладка первого камня состоялась в 1824 году, а 9 октября 1827 года церковь св. Павла была освящена. Внушительное здание, построенное в классическом стиле, находилось там же, где сегодня возвышается церковь св. Павла.
Вместе с тем, уже через несколько месяцев после освящения церкви в общине произошли «достойные чрезвычайного сожаления события», как об этом сказано в исторических записях. Некоторые члены общины из цеха ремесленников в своем письме правительству обвинили Бёттигера «в аморальном образе жизни». Конечно, слухи подобного рода, клеветнические измышления и обвинения в «образе жизни» не представляют собой ничего необыкновенного, когда члены общины стремятся избавиться от своего пастора. Но разве добропорядочных ремесленников действительно так уж возмущал светский образ жизни их духовного пастыря? Неужели он был недостаточно благочестивым для выходцев из Вюртемберга? Или речь шла о деньгах? Или же о его частом отсутствии? В итоге внутри общины произошли внутренние размолвки, начался сбор подписей, стали проводиться бурные собрания общины. При этом церковный совет мужественно поддерживал своего пастора. Однако в далеком Санкт-Петербурге царь велел провести формальное расследование на месте.
Может показаться удивительным, но уже через два месяца расследование было завершено; в его результате было установлено, что Бёттигер «не смог в достаточной мере опровергнуть выдвинутые против него обвинения» и потому не может далее оставаться на своей должности. После того как апелляция была отклонена, Бёттигер незамедлительно покинул город: «Было ли это признанием его вины? Или существовал другой мотив, подвигнувший его на подобный удивительный шаг? Кто может с уверенностью судить об этом? Ведь в человеческой груди часто загадочным и необъяснимым образом уживаются различные, добрые либо злые мысли и свойства», — так несколько беспомощно отмечают исторические записи 1890 года. По их мнению, Бёттигер был многостороннее образованным, энергичным человеком, «в характере которого объединялись противоречия и который — по меньшей мере, позднее — раскрыл свои загадочные стороны».
Кстати говоря, это дело получило продолжение и последствия. В сентябре 1828 года правительство отстранило Бегтигера от должности, а суд его осудил. После этого избавилась от него и его Церковь. Консистория Санкт- Петербурга в июне 1831 года подвергла критике ого «предосудительный и аморальный образ жизни» и его «бегство из Одессы» и объявила, то он «утратил право на богослужебный сан». В результате этого первый суперинтендент Новороссии навсегда утратил все права священнослужителя Лютеранской Церкви.
Верный пастырь в школе и в природе
Новый пастор, который приступил к исполнению своих обязанностей в декабре 1830 года, не был неизвестен общине, ведь за несколько лет до этого он временно работал учителем в школе. Пастор Карл Фридрих Вильгельм Флетнитцер (1800-1872) происходил из местечка Лаузигк в Саксонии. Сначала он работал портным, а с 1821 года до 1824 года учился в миссионерской школе в Базеле. 14 августа 1824 года он примял сан пастора в Штутгарте. После работы в церковной школе в Одессе он, начиная с 1828 года, занимался делами прихода Нойзатц в Крыму. С 1830 года до 1868 года — то есть почти четыре десятилетия — Флетнитцер работал в церкви се. Павла в Одессе.
Исторические хроники не замалчивают трудности, имевшие место в начале его работы. То, с чем пришлось столкнуться Флетнитцеру, было «малоутешительным». Община была «расколотой, она даже целиком развалилась», и никто не знал, кто вообще входит в состав общины. Сам Флетнитцер позднее говорил: «Когда я вступил в должность, община, если иметь в виду ее церковные и школьные дела, во многих отношениях находилась в состоянии, которое требовало чрезвычайной помощи. Сама церковь не достроена, не завершена, отсутствует здание школы, нет дома пастора, отсутствуют жилые помещения для работников церкви и школы, отсутствует церковный фонд, а в связи с чумой и холерой нет возможностей для заработка, в церковной кассе нет денег». Первым делом пастор и церковный совет разработали своеобразный устав общины. В нем устанавливались обязанности церковного совета и обязанности членов общины относительно содержания церкви, прихода и школы. Только тот, кто подписал устав, считался полноправным членом общины, прочие в будущем рассматривались как гости. Тем не менее, 204 глав семейств, будучи членами общины, сразу же взяли на себя обязательство нести совместную ответственность за церковь и школу.
Хотя церковь св. Павла была освящена всего лишь за три года до описанных событий, она уже на момент прибытия Флетнитцера во многих местах оказалась «весьма обветшалой». Площадь перед церковью на Лютеранском дворе» являла собою «безрадостное и некрасивое» зрелище, и Флетнитцер постарался в первую очередь установить ограждение. Цветы и декоративные кусты для посадки он приобретал на свои средства. Кроме того, он сразу же распорядился перемерить евангелическую часть на городском кладбище и засадить ее деревьями. Ему также удалось избавиться от коров, которые принадлежали жившему по соседству православному священнику и паслись на ухоженном участке. После этого лютеранский погост стали считать самым красивым кладбищем во всем городе.
В тридцатые годы в составе общины обозначился определенный сдвиг. Если использовать социологический подход, можно сказать, что одесская община первоначально тоже была общиной колониальной, в которой преобладали ремесленники и крестьяне. Это положение начало постепенно меняться, когда в портовый город на Черном море стало переселяться все больше купцов, офицеров и чиновников. Превращение колониальной общины в городскую общину можно проследить в конце тридцатых годов, прежде всего, на фоне профессиональных занятий членов церковного совета. С другой стороны, исторические источники отмечают и напряженность отношений, сложившихся в эти годы между членами старой колониальной общины и переехавшими в город «неколонистами и иностранными гостями». Только в 1843 году на собрании общины было официально установлено, что приход св. Павла представляет собой городской приход.
Еще до своего вступления в должность Флетнитцер обсуждал с вышестоящим органом в Санкт-Петербурге планы развития школьного образования в Одессе. Теперь же он энергично принялся за их осуществление. При этом школьные проблемы занимали его на протяжении всего времени службы — привлечение подходящих учителей, обеспечение помещениями, разработка учебных программ, переговоры с городскими органами школьного образования и Консисторией в Санкт-Петербурге, равно как и постоянно возникавший вопрос финансирования. Флетнитцер был уверен в том, что «евангелическо-лютеранская община невообразима без школы, поэтому церковь и школа должны составлять единое целое, поскольку благодаря школе существует община, а из школы рождается будущая община».
Уже в 1831 году он открыл семинарию для учителей, чтобы «улучшить печальное состояние школьного образования» в деревнях колонистов. С некоторыми перерывами эта семинария просуществовала до 1910 года. В них получали подготовку так называемые учителя-кистеры, которые должны были не только обучать детей в деревнях, но и проводить богослужения и похороны.
Следующим шагом в деятельности пастора Флетнитцера стала работа над расширением церковной школы, руководство которой было на него возложено при вступлении в должность. Когда он начинал свою деятельность, в школе насчитывалось четыре класса для мальчиков и четыре для девочек. Уже в 1827 году в этой начальной школе обучались 211 детей. Поскольку число школьников постоянно возрастало, в последующие годы приходилось вновь и вновь арендовать помещения большего размера в городе. В 1846 году Флетиитцер основал в общине среднюю школу с шестью классами. Вместе с тем, планам сооружения собственного школьного здания положила конец начавшаяся в 1854 году Крымская война, которая привела к почти полному прекращению работы школ.
Только в 1858 году Флетнитцеру удалось соорудить собственное школьное здание на участке позади церкви — это была пристройка к богадельне. В нем разместилась средняя школа. В 1858 году она была преобразована в «немецкое реальное училище св. Павла». Наконец, в 1862 году позади церкви было построено двухэтажное здание школы для девочек. Теперь в распоряжении учеников находилось 16 классных помещений и еще восемь других комнат. В 1863 году число учащихся составляло 718 человек, «с тенденцией к возрастанию», как отмечает хроника. Все школы посещались и детьми других вероисповеданий и национальностей. Таким образом, школьное образование получило определенный толчок в своем развитии, за что «Одесская газета» поблагодарила общину, отметив вклад в развитие образования в данной местности.
Вместе с тем, на протяжении всех этих лет школы оставались «бременем забот» для церковного совета. Так как лишь небольшое число учеников должны были вносить за обучение незначительную плату, Флетнитцер и церковный совет были вынуждены дотировать работу школ, предоставляя большие суммы из церковной кассы. Пастору даже приходилось выделять собственные средства на нужды образования; когда он вышел на пенсию, церковному совету пришлось решать, как погасить большие долги, образовавшиеся по отношению к пастору. В своем протоколе церковный совет отметил: «Пастор Флетнитцер был тем, кто преимущественно и почти в одиночку боролся против всех препятствий на благо школы».
Во время своего первого пребывания в Одессе пастор Флетнитцер женился на дочери мастера-токаря Шауффлера, бывшего выходцем из Штутгарта. Будучи бургомистром колонии ремесленников, Шауффлер входил в число уважаемых лиц в общине. Со времени своего приезда в город семья Флетнитцеров всегда проживала в съемной квартире. Сооружение пасторского дома, запланированное при строительстве церкви, пало жертвой недостатка денег. Только о 1841 году церковный совет заказал архитектору Боффо разработку проекта пасторского дома с залом для конфирмандов на территории позади церкви. Однако споры в церковном совете по поводу проекта привели к тому, что строительство здания было завершено только в 1846 году.
С Флетнитцером связаны и первые шаги благотворительной работы в Одессе. Он считал, что церковная «работа любви» «проводится не только в интересах членов собственной общины», она представляет собой «одно из наиважнейших и благороднейших проявлений жизни каждой евангелической общины, особенно в наше время». По его инициативе церковный совет уже в 1831 году принял решение о том, что следует арендовать квартиру для старых, обедневших и нуждающихся членов общины. Был нанят попечитель для ухода за бедняками, а в 1846 году позади церкви была сооружена богадельня, которая в 1857 году была достроена вторым этажом.
Этот первый собственный дом общины был творением одной единственной деятельной женщины — баронессы Катарины фон Фитингхофф, директрисы авторитетного Института благородных девиц. Она безустанно собирала деньги, устраивала лотереи в пользу проекта. Ей удалось даже привлечь 144 ремесленника из самых разных гильдий к безвозмездной работе на строительстве. Церковный совет и пастор постоянно восхваляли «благословенное усердие неутомимой благотворительницы».
Большинство колонистов в районе Черного моря придерживались евангелического вероисповедания. Со своей родины — Юго-Западной Германии — они привезли милосердное, проникнутое благоговением восприятие лютеранства. В принципе все общины, в том числе и приход св. Павла, были объединены в духе осуществленной в 1817 году в Пруссии унии между лютеранами и кальвинистами. Положение изменилось лишь в 1831 году после появления первых пасторов, настроенных в строго лютеранском духе, которые прошли обучение в Дерпте (Тарту). В некоторых колониях, как, например, в Рорбахе, случились весьма серьезные конфликты между лютеранами и реформатами. Так же и в Одессе в 1843 году из общины ев. Павла выделилась самостоятельная община реформатов. Однако эти события имели мало общего с теологическими вопросами.
Причиной споров стало весьма обоснованное требование всей общины назначить второго священника, чтобы облегчить работу Флетнитцера. Ведь, начиная с 1841 года, ему приходилось выполнять обязанности пробста в Первом Южнорусском округе. Однако тогда образовалась группа лиц, которая настаивала на назначении пастора, говорящего на французском языке, и высказала готовность оплачивать его деятельность. Лютеранское большинство выявило в таких действиях попытку реформатов отделиться и в среднесрочной перспективе приобрести самостоятельность во главе с собственным пастором. Вероятно, решающую роль в таком развитии событий сыграл тот факт, что говорящая по-французски часть общины перестала чувствовать себя как дома в приходе, в котором преобладали немецкоязычные жители.
Когда «французы» в Ревеле старались заполучить франкоязычного реформатского пастора, произошел конфликт с участием лютеранского ядра общины, прежде всего ремесленников. Правда, исторические источники не дают возможности точно определить число реформатов. В своем сообщении Консистории в Санкт- Петербурге Флетнитцер называет 34 члена общины, из которых всего 11 человек не понимали немецкий язык. Сама реформатская группа заявила, что «часть ранее объединенной одесской общины, желающая получить собственного реформатского проповедника, состоит примерно из 150 человек».
На Пасху 1842 года разразился кризис. 232 человека общины из Одессы и 50 человек из соседнего Люстдорфа направили обращение к губернатору, попросив его позаботиться о том, чтобы паспорта Флетнитцера не удалось вытеснить из прихода, «поскольку община не только любит и почитает его, но и чрезвычайно обязана ему за религиозное усердие, с которым он способствует благосостоянию здешней общины». Другая сторона демонстративно потребовала от Консистории в Санкт-Петербурге назначить на Пасху собственного пастора, «чтобы образованная часть общины, которая сейчас вообще не посещает церковь, смогла принять Причастие от другого, а не от нынешнего священника». Очевидно, что основу конфликта составляла не языковая проблематика, а существование различной среды в лютеранской сердцевине немецкой колонии ремесленников и в «образованной части» франкоязычной городской элиты.
15 мая 1843 года на уровне министерства было утверждено создание самостоятельной реформаткой общины в Одессе. Ее первые 42 члена избрали собственный церковный совет и вскоре после этого назначили собственного пастора. В общине св. Павла вновь воцарилось спокойствие. Однако выход реформатов из общины св. Павла имел неприятные последствия. Дело в том, что реформаты обратились к Консистории в Санкт-Петербурге с просьбой предоставить им право, как и раньше использовать построенный совместными усилиями храм для проведения богослужений по французско-реформатскому обряду. Консистория обратила внимание на право лютеран беспрепятственно использовать церковь; для гарантирования права совместного пользования церковью св. Павла они требовали от реформатов предоставить письменное признание права собственности лютеран. В конечном счете, по этой причине так и не удалось добиться взаимопонимания по поводу совместного пользования церковью. Реформаты не смогли использовать церковь св. Павла даже по случаю введения в сан своего нового пастора в 1844 году. Через 50 лет историки однозначно критически отметили: «В том, что касается правовых вопросов, с церковным советом можно согласиться, но только не с процедурой. Братская любовь наверняка была совсем забыта».
В 1866 году состояние здоровья Фридриха Вильгельма Флетнитцера начало ухудшаться. В 1867 хода были отмечены проявления паралича. Флетнитцер объявил о своей готовности передать должность в более молодые руки. В отношениях с Консисторией в далеком Санкт-Петербурге церковный совет отстаивал «право свободного выбора общины» и на собрании общины избрал последователем Флетнитцера пастора из Арциза в Бессарабии. Однако Консистория не желала с этим соглашаться. Лишь после того как Флетнитцер был формально освобожден от должности, а Консистория дала согласие на выборы священника, на одном из последующих собраний общины новым пастором прихода св. Павла был избран Герборд Бинеманн из Арциза. Флетнитцер возвратился в свою прежнюю общину в Крыму, однако там ему суждено было прожить всего четыре года на пенсии.
Новые импульсы пастора Бинеманна в сфере школьного образования
Герборд Юлиус Бинеманн родился 12 сентября 1833 года в Дерпте (Тарту) и происходил из уважаемой балтийской пасторской семьи. Закончив изучение теологии в своем родном городе, он 5 июля 1859 года был возведен в сан пастора в Петергофе. После этого он занял свою первую должность священника в Бессарабии — в городе Арцизе. В Одессе он работал с 1868 года вплоть до своей смерти в 1891 году, а для общины эти десятилетия последней трети XIX века стали временем расцвета. Бинеманн, который с 1876 года по 1887 год занимал также должность пробста, без сомнения был наиболее значительной личностью среди всех немецких пасторов черноморской метрополии.
Вступление в должность нового пастора 14 июля 1868 года было отмечено исполнением специально сочиненной праздничной кантаты. Но вместе с тем первый отчет церковного совета, составленный тремя годами позже, взволнованно сообщал о «печальном состоянии» в начальный период его деятельности: «Куда девался мир, где участие в жизни прихода, куда пропало чувство солидарности? Кто посмел бы радоваться, когда церковь, школа и попечительство о бедных оказались в таком убогом состоянии?» Так что новому пастору пришлось начинать все с начала.
В первую очередь Бинеманн и церковный совет взялись за запущенную сферу школьного образования. «Либо школа, хорошо обустроенная с внешней и внутренней стороны, либо мы закроем школу!» Так звучал лозунг. Решение было принято в пользу первого положения. В лице Георга Ковальтцига был найден дееспособный директор. Был примят новый регламент работы школы. А в 1871 году удалось построить новое здание школы. В последующие годы община приложила немало усилии для дальнейшего развития своей школы. В начале 1876-1877 учебного года правительство дало разрешение на работу школы св. Павла как признанной государством шестиклассной реальной школы. Церковный совет получил право избирать учителей, однако правительство оставило за собой возможность утверждать назначенных учителей. Кроме того, было решено, что община должна самостоятельно изыскивать средства дли содержания этой реальной школы. Развитие сферы школьного образования в общине в известной степени завершилось в 1881 году, когда позади церкви было сооружено еще одно здание, которое можно было использовать как спортивный зал и актовый зал.
Данные о количестве учеников во второй половине XIX века впечатляюще свидетельствуют об успешной работе общины в сфере школьного образования. Если в 1827 году в начальной и церковной школах обучалось 211 мальчиков и девочек, то в 70-х годах в начальной и реальной школах в год в среднем насчитывалось совместно 600 учеников, а в начале 80-х годов даже более 900 учащихся. При этом интерес вызывает их конфессиональная принадлежность. В 1877 году только 33% учащихся реальной школы были лютеранами, 28% придерживались православного вероисповедания, а 27% — иудейского. В 1881 году всего лишь 19% учащихся входили в состав лютеранской общины, 30% были православными, а 32% исповедовали иудейскую религию. В этих данных вызывает удивление тот факт, что евангелическое школьное образование со всей очевидностью заслужило признание со стороны православного большинства жителей города. А значительная доля еврейских школьников весьма выразительно подчеркивает важную роль, которую еврейская колония играла в старой Одессе.
Когда Ковальтцига в 1877 году назначили руководить школой Святого Михаила в Москве, у церковного совета были все основания благодарить директора своих школ. Как отмечалось «он сумел приспособить всю систему школьного образования к потребностям современности и с несокрушимой решительностью и уверенно работал ради достижения этой поставленной цели».
Успешное развитие благотворительных (диаконических) учреждений
Подобную стабилизацию в сфере школьного образования во второй половине XIX века смогла превзойти лишь стремительная активизация диаконической деятельности во время пребывания в сане пастора Бинеманна. Уже в 1868 году на заседании церковного совета по его предложению было принято решение о том, чтобы возродить закрытую в 1865 году богадельню и пригласить из Германии диаконис (лютеранских сестер милосердия). Общительному пастору, имеющему обширные связи, удалось вступить в контакт с обителью диаконис Вильгельма Лёе в местечке Нойендеттельсау во Франконии и вызвать оттуда сестер милосердия для работы в доме престарелых к в сиротском доме для девочек. В период с 1869 до 1874 года в Одессе работали диаконисы Луиза Дитерих, Анна Вильд и Эмма Вюлленбюхер. Уже через год посте того, как они начади свою работу, Бинеманн смог сообщить церковному совету; что «благодаря усердной работе сестер милосердия и некоторых членов общины» дом престарелых и сиротский дом «стали постепенно превращаться в творение мира и любви»: «Это творение любви, потому что только любовь строит его. А творением мира мы должны называть его, поскольку в нем в согласии совместно проживают лютеране и реформаты, католики и греко-православные».
В 1871-1872 годах к старому зданию богадельни позади церкви пристроили новое сооружение. Однако совместное пребывание девочек и мальчиков в сиротском доме, а вдобавок к этому совместное проживание сирот и стариков в одном здании были связаны со все более обостряющимися проблемами. Было признано, что для мальчиков, «которым вряд ли следует оставаться под мягкой властью сестер-монахинь», надо срочно построить собственный приют для мальчиков. Проектирование затянулось, в конечном счете, пришлось взять на себя значительные долги. В 1880 году новый приют для мальчиков позади церкви был, наконец, освящен и открыт.
После возвращения в Германию монахинь из местечка Нойендеттельсау Бинеманн нашел двух новых диаконис для своих благотворительных заведений. Ведь благодаря контактам, которые пастор Густав Беккер установил в Хоффнунгстале с Вильгельмом Лёе, за прошедшее время и в других местах на причерноморских землях появились диаконические учреждения. В их число, например, входил Александровский приют в Хоффнунгстале к северу от Одессы, а также заведения для инвалидов, сирот и больных в Гросслибентале, — благодаря завещанию колониста Конрада Фриша после 1878 года их сооружение постоянно продолжалось.
В 1865 году в Сарате в Бессарабии была основана даже собственная материнская обитель для диаконис, при которой располагались приют для инвалидов и больница. Отсюда начинали свою работу монахини Элизабет Швадерер и Кристиана Галь, которые позже стали заботиться о сиротах в приюте возле церкви св. Павла и занимались этим несколько лет. Именно Густав Беккер перенес «идею» монахинь-диаконис из местечка Нойендеттельсау во Франконии на почву черноморского региона. В последующие десятилетия немало дочерей крестьян и фермеров из колоний решали пройти обучение для работы в качестве диаконис. Материнская обитель Сарате направляла их для службы во многие больницы, дома для престарелых и сиротские дома под покровительством Евангелической Церкви, а также в «полевую диаконию» на юге Украины во время Крымской войны. Их плодотворная деятельность продолжалась вплоть до 1940 года и завершилась, когда последние диаконисы были выселены из Хоффнунгсталя и Сараты.
В 1886-1887 годах происходит своеобразный поворот в социальной и образовательной работе прихода св. Павла. Бурное развитие образовательной работы и благотворительных заведений делало необходимым назначить для руководства ими особого человека. Им оказался пастор из Хоффиунгсталя, которого весной 1887 года назначили ректором всех социальных учреждений в Одессе, благодаря чему он освободил благочинного пастора Бинеманна от работы в этой области.
Петер Густав Беккер родился 14 марта 1835 года в Эльберфельде, изучал теологию в Эрлангене, где 7 июня 1863 года был посвящен в сан священника. После этого он работал в общине колонистов Хоффнунгсталь. Беккер был человеком с разносторонними интересами. В 1883 году, который отмечался как год Лютера, он представил биографию Мартина Лютера, а на протяжении почти четырех десятилетий редактировал «Христианский народный вестник евангелическо-лютеранских общин на юге России» — своего рода церковную газету.
После своего вступления в должность в Одессе Беккер сразу осознал, что совместное проживание сирот и престарелых недопустимо. В своем отчете церковный совет констатировал: «Тот, кто хотя бы немного разбирается в задачах воспитания, безусловно, воспримет как большой непорядок тесное совместное проживания людей преклонного возраста и сирот, чего до сих пор мы не могли избежать в наших заведениях». Беккер добился разрешения на строительство нового здания для дома престарелых, которое и было сооружено в 1887-1888 годах в пасторском саду справа от церкви. Это был прогресс, «без которого стало бы совершенно невозможным какое бы то ни было дальнейшее здоровое внутреннее развитие наших заведений».
Таким образом, с той поры «в тени церкви св. Павла» рядом с сиротским домом для девочек и приютом для мальчиков расположился так называемый «приходский дом», в котором могли предоставить убежище шестидесяти старикам и старухам. Вместе с тем, особые проблемы для общины представляли собой молодые девушки, приезжавшие из сел в город и искавшие работу в качестве бонн или гувернанток. Они тоже временно могли остановиться в этом новом доме. Кстати говоря, из всех сооружений, которые в течение XIX века община построила вокруг «Лютеранского двора», только этому двухэтажному просторному зданию дома престарелых с приютом для девушек удалось пережить все бури времени. После реконструкции в 2000-2002 годах это здание служит и теперь духовным центром лютеранской общины в Одессе и всей Церкви в Украине.
О благотворительных усилиях христианской общины Герборд Бинеманн задумывался и в принципиальном плане. В своем отчете перед общиной он в 1881 году заявил: «Церковь, намеревавшаяся только проповедовать, не выполняла свою задачу. Там, где звучит истинная проповедь, всегда пробуждаются вера и любовь, там совершаются живые христианские действия. Именно в этом и состоит тот путь, на котором Церковь принимает участие в культурной работе среди народов». Таким образом, в социальной работе Церкви Бинеманн усматривает специфический вклад Церкви в культуру общества. Иначе говоря: «практическое христианство общины» состоит для него в «деятельной, верной помощи Церкви при решении социального вопроса».
В этом контексте в 1881 году, выступая перед общиной, Бинеманн впервые заговорил о своем заветном желании — открытии в Одессе немецкой евангелической больницы. Разумеется, существует большая городская больница. Но она часто переполнена, и на «опыте тысячекратных посещений» больных ему известны нездоровые условия в этом заведении. В первую очередь для немцев, когда они не могут объясниться с врачами и санитарами, и вынуждены чувствовать себя покинутыми среди чужих людей. «Но давайте представим себе, что у нас была бы своя собственная больница! Там бедные больные могли бы слышать свою родную речь, им был бы обеспечен заботливый уход свою последнюю борьбу перед кончиной они могли бы пройти с поддержкой и утешением, — какой выигрыш для нас заключался бы в этом!»
Идея была подхвачена, и уже годом позже церковный совет принял пламенное обращение ко всем лютеранам в России с призывом поддержать создание евангелической больницы в Одессе. В том же году свое пребывание в Германии, связанное с проблемами со здоровьем, пробст превратил в настоящую «поездку сборщика милостыни». На церковных собраниях, в кругу лейпцигских книготорговцев, при посещении редакций газет и даже при дворе кайзера в Берлине и у королевы Вюртемберга Бинеманн встретил понимание. После этой поездки он смог передать строительному комитету в Одессе более пяти тысяч рублей. В своем обращении к сельским общинам предусмотрительный пробст пообещал колониям зарезервировать для их больных собственное отделение в новой больнице, — что, естественно, было оценено по достоинству. В самом городе и в России в целом все ожидания Бинеманна были превзойдены. Сам городской голова Маразли, известный своей благотворительной деятельностью, пожертвовал три тысячи рублей на строительство больницы. В конце года на счету больницы находилось уже более тридцати шести тысяч рублей. «Подобный опыт возвышает сердце и укрепляет мужество!»
В ноябре 1888 года настало время для активных действий: был избран административный совет для руководства строительством больницы; уважаемого всеми барона Томаса Маса пригласили стать его президентом. Был приобретен большой участок земли во втором районе города, в живописном месте выше крутого морского берега близ Лидерсовского бульвара. После завершения подготовительных работ и разработки первых проектов небольшая делегация во главе с бароном Масом осенью 1889 года отправилась в Берлин, чтобы обсудить там проекты одесской больницы с архитекторами Шмиденом и Шпеером. Иоганн Хайно Шмиден (1835-1913) считался одним из ведущих «больничных архитекторов» не только в Германии, но и в Польше, Чехии, России и Швейцарии. На основании предварительных материалов Шмидена познакомили с ситуацией на месте и с пожеланиями общины; в течение кратчайшего времени был получен эскиз строительного проекта, который не оставлял желать ничего лучшего. В начале декабря 1889 года административный совет принял решение заказать Шмидену и Шпееру разработку детальных проектов.
Уже до начала строительных работ административный совет принял также важные решения относительно подбора и подготовки медицинского и вспомогательного персонала. Доктора Фрикера, известного врача и члена общины, административный совет назначил главным врачом больницы, проектирование которой еще продолжалось. Наконец, в 1892 году Евангелическая больница в Одессе была торжественно открыта. К сожалению, инициатор ее создания и ее деятельный покровитель не смог стать свидетелем этого события, поскольку скончался годом раньше. Очень быстро больница завоевала высочайший авторитет не только в самом городе. Некоторые из ее врачей на рубеже веков принадлежали к международной медицинской элите. После национализации, проведенной большевиками, и до настоящего времени учреждение используется как противотуберкулезная больница.
Сильная и исполненная жизни община в диаспоре
Предположение о том, что Герборд Бинеманн представлял собой школьного и социального менеджера современного типа, не отвечает действительности. Его усилия по развитию образования и благотворительной диаконической деятельности оказались успешными только потому, что они произрастали на почве его работы «по спасению душ», т. е работы священника. Под духовным руководством этого человека община, поначалу бедная, расколотая и робкая, превратилась в исполненную жизни, в конечном счете, уверенную в себе городскую лютеранскую общину. В этом также можно убедиться на основании хроники 1890 года.
На трудную ситуацию, с которой пастор столкнулся на месте, проливает свет отчет Бинеманна за 1875 год. В нем он выражает сожаление по поводу того, что «вследствие характера Одессы как морского и торгового города и благодаря текучести его населения» потерял представление о том, кто входит в состав общины, а кто — нет. Существует большое число лютеран, которые по профессиональным причинам задерживаются в Одессе лишь на короткое время либо находятся здесь не более года. В результате этого «заметно увеличивается» количество выполняемых обязанностей — проведение крещений, венчаний, конфирмаций и погребений, а также «канцелярских действий», ведь в старой России пастор должен был выполнять и обязанности чиновника загса. Однако такие единоверцы отнюдь не намеревались «вступать здесь в подлинное сообщество с Церковью».
В связи с десятилетием вступления Бинеманна на службу в Одессе этой проблемы коснулась и «Одесская газета», высказавшая «всеми уважаемому пастырю душ» наивысшее признание и симпатию. По ее словам, члены одесской общины прибывали из всевозможных стран и часто лишь временно находились в городе. Сюда следовало добавить и глубокие различия в духовных и политических позициях. «Справиться с таким конгломератом интересов — для обычного человека задача немыслимая. Но пробсту нашей городской протестантской церкви удалось этого добиться!» К удивлению газеты, торжественное собрание общины напоминало большое и радостное семейное празднество.
Многие «заметки на полях» хроники свидетельствуют о том, как Бинеманн заботился о становлении общины. Так, в 1880 году он инициировал создание «Общества Баха»; в том же году по его указанию были образованы две кассы страхования жизни, помогавшие бедным семьям провести погребение. В 1882 году он заложил общинную библиотеку, в которой на рубеже веков уже насчитывалось около тысячи томов. А в 1883 году Бинеманн позаботился о том, чтобы старый сборник псалмов времен «выхолащивания сборников псалмов» был переработан.
Наконец, большое значение имело и введение в 1882 году регулярных богослужений для детей — «примером послужили подобные службы в различных районах Германии и в Санкт-Петербурге». Многие дети из общины посещали самые разные городские школы и никогда не могли получить там евангелического религиозного обучения, поэтому, когда начинались уроки для конфирмандов, они выявляли полное незнание евангелической веры. На помощь в этом случае должна была прийти воскресная школа. Бинеманну удалось найти помощника в лице молодого пастора Пауля Мюллера, после чего Мюллер стал проводить службы для детей. В последующие годы число помощников постоянно возрастало. В 1886 году 289 детей посещали богослужения для детей, через три года — в 21 группе — около 450 детей каждое воскресенье. Хроника указывает в этом контексте: «Какое великолепное зрелище, когда в церкви видишь столько детских лиц! И какие возвышенные чувства возникают при виде отдельных помощников, стоящих со своими небольшими группами и старающихся донести до сердца и разума детей Слово Божие. Здесь закладывается основа для будущего общины».
Посещение церкви также представляется во время Бинеманна более активным, чем прежде. Теперь в церкви было уже несколько священников, а это позволяло наряду с основными службами и службами для детей проводить также уроки Библии и вечерние службы и службы во время Великого поста. Вместе с тем, в годовом отчете за 1889 год не скрывается тот факт, что «среди посетителей церкви преобладает женская часть общины». Правда, подобное явление наблюдается во всех городских евангелических приходах. Однако именно в данное время, «когда борьба за существование приводит к появлению столь значительной потогонной системы», мужчины в первую очередь нуждаются «в тихом собрании и тихом часе раз в неделю в доме Господнем».
Интенсивность духовной жизни общины трудно измерить статистическими методами. Вместе с тем, если рассматривать поступление пожертвований как определенное свидетельство внутреннего состояния общины, то можно с полным правом говорить об эре Бинеманиа как о времени расцвета одесской общины. Давно прошли те времена, когда церковный совет одни долги громоздил на другие, когда пастор был вынужден из своего кармана платить за посадку кустов перед церковью и за учебные материалы для школы. Герборд Бинеманн не только стал известен в Германии и во всей России как талантливый собиратель пожертвовать в пользу одесской общины, но и получил высокое признание со стороны города за свою работу в приходе.
В частности, начиная с 1868 года, все больше врачей, профессоров, купцов, владельцев типографий и фабрикантов стали появляться в числе руководителей прихода св. Павла. Видные представители городского общества — как уже упоминавшийся барон Мас и промышленник Вильгельм Занценбахер — вкладывали свое время и свои деньги на пользу церкви, активно работали в церковном совете. Но не только в этом дело. Эта городская лютеранская элита много делала для благосостояния всей Одессы. Вильгельм Занценбахер, открывший сначала мыловаренный завод, затем пивоварню, фабрику по производству соды и наконец современную скотобойню, в 1894 году сделал городу оригинальный подарок к 100-летнему юбилею: во дворе своего дома неподалеку от церкви он соорудил здание цирка, которое и сегодня используется по назначению, будучи одним из старейших стационарных цирковых сооружений в Европе. В старой Одессе не менее хорошо были известны приют для бездомных и так называемое «отделение Маса» в городской богадельне. Оба заведения были созданы на деньги банкира Мае и его семьи.
Уже Ришелье получил от немца Николая Штиглица сто тысяч рублей «на общее благо города» — самое крупное пожертвование, которое когда-либо было сделано на пользу Одессы. К особой радости церковного совета в последней трети XIX века наблюдался бум пожертвований — это и завещания, и фонды в поддержку самых разных проектов общины. Так, например, «престарелая мать из одной из старейших семей общины» в 1871 году после смерти дочери основала «Альбертинский фонд» в пользу сиротского дома. Одесское купечество создало «Фонд Коцебу» для оказания содействия школьному образованию. «Немецкий союз помощи» в Одессе в 1880 году передал деньги приюту для мальчиков. В том же году весьма уважаемая семья Фальц-Фейн в связи со смертью Густава Фальц-Фейна основала фонд в пользу церкви св. Павла. Наконец, 1883 год — год Лютера — подвигнул всю общину создать фонд попечительства о бедных.
Самым крупным благотворителем общины можно считать семейство банкиров Мас. В память о скончавшемся старейшине семьи Эрнсте Масе, которого хроника с почтением отметила как «превосходного гражданина, украшение нашего купечества и наиблагороднейший образец немецкой бюргерской добродетели», семьи в 1880 году основала солидный благотворительный фонд. Через десять лет она вновь стала самым большим спонсором больницы. Без чрезвычайно крупных дотаций барона Томаса Маса никогда не удалось бы приобрести земельный участок, а без щедрого пожертвования его матери не хватило бы денег для строительства операционного зала и общежития на территории больницы. Во включенном в хронику перечне всех завещаний и фондов во время эпохи Бинеманна содержатся более двадцати фондов в пользу церкви св. Павла, восемь завещаний, поддерживающих попечительство о бедных, двадцать один фонд и завещания в пользу дома престарелых и сиротского дома, одиннадцать — в пользу приюта для мальчиков и четыре на развитие школьного образования. Список фамилий можно читать как справочник «Кто есть кто?» о городской лютеранской элите конца столетия.
Все сохранившиеся финансовые отчеты также свидетельствуют о том, что община в то время отнюдь не была бедной. Так, например, суммы членских взносов и денег, собранных в специальном кошеле для пожертвований в церкви, увеличились в три раза — во времена Флетницера они составляли в среднем четыре тысячи рублей в год, тогда как в эпоху Бинеманна превысили двенадцать тысяч. В 1868 году — в год вступления Бинеманна в должность — капитал церкви св. Павла составлял 2 786 рублей. Через двадцать лет — незадолго до начала строительства больницы — 177 886 рублей.
Город скорбит о своем главном пасторе
Оглядываясь на XIX век, с легкостью можно констатировать, что таким процессом стабилизации община была обязана неутомимой деятельности главного пастора Герб орда Бинеманна. Его смерть в воскресенье, 17 февраля 1891 года стала для общины полной неожиданностью. Еще в предшествующее воскресенье Бинеманн стоял на церковной кафедре, а лежа больным в постели занимался подготовкой венчания в семье Фальц-Фейн. Однако ночью его состояние ухудшилось, воскресным по утром в кругу семьи он причастился и вскоре после обеда умер от воспаления слепой кишки. Брошюра под названием «Дни скорби одесской общины св. Павла» 1891 года наглядно показывает, с каким глубоким пониманием утраты и с какими чувствами община и весь город прощались с этим выдающимся человеком.
Траурные церемонии продолжались — как это соответствовало обычаям того времени — в течение нескольких дней. Во время богослужения в церкви, за которым тысячи людей были вынуждены следить, находясь снаружи, были провозглашены три длинные проповеди — их произнесли собратья пастора Густав Шомбург и Густав Беккер, а также пастор Рудольф Фальтин из Кишинева, который в том же году стал преемником Бинеманна в сане главного пастора Первого Южнорусского округа. На кладбище, к которому длинная траурная процессия с факельщиками прошла через весь город, выступили пастор Юлиус Петерс из Кёститца, представлявший приходы в Бессарабии, и пастор Вильгельм Бекк из колонии Фройденталь. Поскольку многим людям не удалось попасть в церковь, в следующее воскресенье в первой и второй половине дня были проведены повторные траурные богослужения. С проповедями вновь выступили главный пастор Фальтин и пастор Даниэль Штайнванд из колонии Вормс (в 1908 году он стал главным пастором в Одессе).
Протестантская проповедническая культура XIX века — прежде всего в траурных проповедях — все еще определялась специальными закономерностями. Так, в частности, жизнь усопшего достаивалась очень подробного изложения, и такое посмертное чествование должно было успокоить скорбящих близких. Искусство проповедника проявлялось в том, насколько ему удавалось связать с таким посмертным чествованием реформатское понимание оправдания человека не на основе его деяний, а верой в Иисуса Христа. Важно было и то, удавалось ли проповеднику обращенные в прошлое взгляды скорбящих устремить к будущему Господа Бога и его небесного царства.
С этой точки зрения большого внимания заслуживают многочисленные траурные выступления, произнесенные во время прощания с «пастором — пробстом, т. е. старшим пастором», как Бинеманна с любовью называли на юге России. Конечно, в них подробно отдавалась дань уважения его работе по созданию или развитию социальных учреждений. Один из проповедников, например, своей взволнованной речью призвал сирот и обитателей дома престарелых подойти к гробу и поблагодарить своего благодетеля. Пастор Шомбург превозносил своего коллегу, который, как ни один другой пастор на юге России, умел «подвигать сердца и объединять руки в любовной евангелической работе». Другой проповедник еще раз представил скорбящему сообществу образ его пастыря: «Энергия в союзе с горячим, по-человечески сочувствующим, сострадательным сердцем, — в этом состояли черты, которые позволили ему сразу же завоевать сердца». Еще один проповедник напомнил о том, что во времена холеры этот пастор смело посещал больных и умирающих в их домах. Все эти слова соответствовали предписанным правилам, но с объективной точки зрения они не были фальшивыми. Ведь община знала, кем для нее был Герборд Бинеманн. И в тот час об этом нужно было выразительно сказать.
Вместе с тем, проповедникам все время удавалось выходить за предписанные рамки. К примеру, один из них заявил, что Бинеманн «не был сторонником благочестивых фраз, а был сторонником деяний во имя веры», однако сразу же добавил, что эти деяния «совершались только ради чести и вознаграждения Господа»: «На земле Господь хочет возложить честь на своих сторонников и благодаря им, а именно благодаря милости Святого Духа и его влиянию на их веру и любовь, жизнь и деяния. Мы, лютеране, верим в то, что обретаем блаженство не вследствие своих деяний, а только из милости ради Христа. Но упокоившийся пастырь и община засвидетельствовали, что евангелическая вера не есть мертвая вера. Их учреждения являются убедительным доказательством силы веры».
На удивление откровенно пастор Штайнванд высказался по поводу характера умершею коллеги. В частности, он упомянул, что Бинеманн отличался «стремительной, бурной природой» и порою был «способен заметно вспылить», даже иногда причинить боль людям. Всю жизнь ему пришлось обуздывать эту свою «бурную природу». Ведь он не был «подлизой и человеком, действующим тихой сапой». Он никогда не спрашивал, понравится ли это тому или другому, либо не удастся ли ему получить где-нибудь поддержку: «Он не спрашивал: что скажут люди? Он спрашивал: что скажет мне мой Бог?» Здесь Штайнванд описывает Герборда Бинеманна как «рыцаря без страха и упрека», для которого истина была превыше всего.
А многие его проповеди, по словам Штайнванда, «обрушивались на общину подобно грому с горы Синай». Он не был похож на современных шарлатанов, которые накладывали пластыри на гноящиеся раны, не очистив их с тщанием предварительно, а это ведь всегда больно. Поэтому неудивительно: «Редко случалось, чтобы на человека при его жизни больше клеветали, чтобы его больше поносили или очерняли, чем его». Об этом в хронике ничего не сказано. Таким образом, за грандиозными свершениями в Одессе обнаруживается энергичный человек, который, преследуя свои цели, приобретал не только друзей.
Через все выступления красной нитью проходит мысль о человеколюбии этой личности. Герборд Бинеманн со всей очевидностью никогда не жалел сил, чтобы самому простому и бедному человеку, искавшему его близости, подарить внимание, поддержку и помощь. Иначе невозможно объяснить, почему сотни людей толпились вокруг его гроба и, обливаясь слезами, часами продолжали стоять у открытой могилы. Для многих членов общины он становился отцом в совершенно личных кризисных ситуациях. По этой причине, как представляется, некоторые члены церковного совета иногда посмеивались над социальным и школьным менеджером. Однако — как говорил Штайнванд, — пусть даже его десять раз обманули и двадцать раз надули, «его верное сердце всегда оставалось открытым, а его рука всегда была готова помочь». Сколько спокойствия и любви звучит в лозунге Бинеманна, который цитировали у его могилы: «И если они и не достойны, то они нуждаются!»
В траурной службе приняли участие губернатор и городской голова, а также многочисленные духовные лица из других Церквей. Внезапная смерть пастора прихода св. Павла стала в Одессе событием общественной жизни. Примечательно, что русскоязычная, городская газета «Одесский листок» отозвалась на смерть немецкого главного пастора церкви св. Павла; при этом его без всяких сомнений доверительно назвали, по имени и отчеству. В газете говорилось: «С появлением Герборда Густавовича в Одессе началась новая эра в жизни лютеранской общины, новое течение проложило себе путь. Всеми силами своей любящей души Бинеманн стремился к цели, которая с тех пор сделалась задачей его жизни, — к повышению материального и религиозно-морального уровня доверенной ему общины. Со времени его приезда денежные средства прихода чрезвычайно выросли. Но это было связано только с целью частично основать, частично преобразовать различные социальные учреждения. Так что вся жизнь Бинеманна является наилучшим доказательством того, чего может достигнуть человек, если он приникнут любовью к ближнему. Покойный был инициатором создания всех благотворительных учреждений лютеранской общины. Он был душою общества нашего города».
На рубеже XIX и XX веков в Одессе проживали около десяти тысяч немцев, и почти все они входили в состав общины лютеранской церкви св. Павла. Эта община содержала широко разветвленную систему школьного образования, а в своих «милосердных учреждениях» проводила многообразную диаконическую работу. Ее средоточием был «Лютеранский двор» поблизости от центра города, где вокруг храма Божьего группировались многочисленные здания прихода. Через сто лет после прибытия первых поселенцев немцы полностью интегрировались в жизнь черноморского города, в развитии которого приняли активное участие. Будучи меньшинством, они до конца царской эпохи пользовались большим уважением в многонациональном городе. Слова Христа: «Не бойся, малое стадо!» в этой общине оправдались. Поэтому Одесса является примером того, что евангелическая вера готова и способна принимать вызов времени даже в тяжелейших условиях в диаспоре.
Клаус-Юрген Рёпке
Мюнхен